Юрий Кувалдин родился 19 ноября 1946 года
прямо в литературу в «Славянском базаре» рядом с первопечатником Иваном
Федоровым. Написал десять томов художественных произведений, создал
свое издательство «Книжный сад», основал свой ежемесячный литературный
журнал «Наша улица», создал свою литературную школу, свою Литературу.
вернуться
на главную страницу |
Юрий
Кувалдин
ГЛАВНАЯ КНИГА
3 апреля Юрию Нагибину - 75 лет
эссе
Гроб был установлен в Доме кино, а не в Доме литераторов. Да и среди прощавшихся я что-то не заметил сколь-нибудь известных писателей. И мертвый Нагибин как бы переместился в сторону кинематографа. Приобрел славу как автор удачных сценариев - “Председатель”, “Дерсу Узала”...
В моем издательстве “Книжный сад” вышел “Дневник” Юрия Нагибина. Кстати, Нагибин спрашивал - почему “сад”? Да потому, отвечал я, что очень люблю Чехова. Толстая книга в переплете с золотым тиснением. А год назад, в апреле, когда за городом еще лежал снег, Нагибин встречал меня на своей даче в Пахре, расспрашивал об издательской жизни, потом долго копался в ящиках огромного письменного стола, извлекая папки с машинописью. Он продолжал расспрашивать о моих делах, я что-то отвечал и оглядывал кабинет с антикварной мебелью. На книжной полке увидел собрание сочинений хозяина. Нагибин сказал, что это он сам занимался изданием за свой счет. Все сбережения вгрохал а это собрание, но так и не завершил. Намеревался издать двенадцать томов по десять тысяч экземпляров. Но нарвался на проходимца, который исчез куда-то после десятого тома вместе с бумагой и деньгами...
Я пролистал машинопись, поражался откровенности записей, а Нагибин увлеченно продолжал говорить. Потом вдруг рассмеялся:
- Тут на днях пригласили меня в музей Пушкина на Арбате. Шофер высадил меня в переулке. По Арбату ездить теперь нельзя. Вечер. Горят фонари. Нашел музей. Вхожу. Вахтер внимательно посмотрел на меня и говорит: “А я вас знаю. По телевизору показывали. Вы - Набоков!”
Я рассмеялся вместе с Нагибиным. Мне показалось, что он был рад мне как собеседнику. По всей видимости, здесь, в Пахре, за высоким забором писательской дачи он чувствовал себя одиноким. Любопытная деталь: слушающий, он мне казался стариком, но молодел, когда темпераментно начинал говорить. Я чувствовал в нем жажду разговора. Потом, прочитав дневник, нашел подтверждение этому одиночеству: “Друзей в литературе у меня нет”.
- Конечно, не принято печатать дневник при жизни, - сказал Нагибин, энергично проведя рукой по седой шевелюре, - но я напечатаю! Только нужно кое-что поправить... Люди живы. Могут обидеться.
Нагибин собирался на месяц ехать в санаторий. Там он и решил поработать над дневником. На прощанье Юрий Маркович надписал мне свою небольшую книжку “Рассказ синего лягушонка”, тоже выпущенную за счет автора. В ней я нашел два прекрасных очерка - о Галиче и о Мандельштаме. Оба очерка проглотил в тот же вечер. Из очерка о Галиче, как будто выхваченном из дневника: “Тот блаженный день, начавшийся омовением, пивом и парикмахерской, продолжившийся корейкой, лавашем и “Саперави”, имел продолжение. Нам не хотелось разлучаться. И когда официант предложил кофе, Саша решительно сказал:
- Спасибо, дайте счет. Поедем пить чай из самовара с горячими калачами... Бродяга должен знать свой город. В Парке культуры, на границе с Нескучным садом, в ложбинке схорониласьчайная. Там самовар, горячие калачи с маслом и зернистая икра”.
Тут москвич сразу поймет!
“Голгофа Мандельштама” тоже написана на одном дыхании. И тоже, как мне показалось, ведет происхождение из дневника. Потом, когда дневник был у меня, это предположение оправдалось. Нагибин выдергивал из дневника самое острое и преобразовывал в рассказы и повести. Последние его вещи - сплошь из дневника. Кое-что он в дневнике оставил, как первооснову, кое-что убрал. Проживи Нагибин еще лет десять - от дневников, мне кажется, ничего бы не осталось, все перешло бы в повести и рассказы.
Через месяц звонит Юрий Маркович: “Приезжайте. Дневник готов!” Быстро промчался по Калужскому шоссе до деревни Ватутинки, свернул направо, через военный городок, к писательским дачам. Шлагбаум закрыт. Из будки, на которой табличка: “Союз писателей СССР”, выходит сторож в камуфляже. “К кому?” - “К Нагибину!” Шлагбаум открылся.
На круглом столике в кабинете - гора папок. Сразу же я их убрал в сумку. К ней тут же подкрался, покачиваясь, щенок-эрдель Паша, любимец Нагибина (всю жизнь у Нагибина были собаки), и принялся с подвываниями грызть угол сумки. Нагибин нагнулся, кряхтя по-стариковски, и взял Пашу, похожего на кудрявого ягненка, на руки. Поглаживая его, сказал:
- Он не притворяется, не фальшивит, не позирует. И я теперь не позирую. Расстегнул все пуговицы. Но это не расхристанность. Это беспощадное отношение к себе. Главное в нашем деле - предельная искренность.
В дневнике он писал: “Литература так съежилась, так оскудела (одни умерли, другие уехали, третьи замолчали, четвертые засахарились в совершенной покорности), что ничего годного для борьбы, разоблачения, втаптывания в грязь, кроме моего “Терпения”, не осталось. Конечно, маловата вещица, но если долго ею заниматься, то люди забудут, что речь идет о среднейвеличины рассказе... А может, нужна последняя встряска перед кончиной, нужно испытать мощное - пусть дурное - содрогание жизни, прежде чем наступит окончательная тишина? Иных перемен, иных переживаний я ждать не мог: передо мной всегда высилась неодолимая стена. По правде говоря, я не понимаю, почему мною так распорядились, ведь я сделал много полезного с точки зрения государства. Я вполне годился для того, чтобы быть принятым на вооружение. Но власти не нужно союзничество, нужно рабское подчинение, а во мне этого не чувствовалось. Никого так легко не отдавали на растерзание, как меня. А прекращали его только в том случае, если кто-то сверху вдруг говорил: хватит! Мне подсказывали правильный путь: покорность, смирение, отказ от собственной личности. То, что я не жалуюсь, не взываю о помощи, раздражает даже наиболее снисходительных ко мне. Это игра не по правилам, хуже того, презрение к власть и силу имущим”.
Со смертью Нагибина я как бы ощутил конец эпохи советского писательства, то есть такого образа жизни, когда можно было не ходить на службу, сидеть на своей даче, в роскошном кабинете, сочинять проходимые вещи, отсылать их с шофером в издательство, получать сумасшедшие гонорары. Теперь же писаниями не проживешь, нужно служить, а писать в свободное время из любви к искусству.
Так в свободное время писал свой “Дневник” Юрий Нагибин, и, на мой взгляд, это лучшая, главная его книга.
“Общая газета”, 30 марта - 5 апреля 1995
Юрий Кувалдин. Собрание Сочинений в 10 томах. Издательство "Книжный сад", Москва, 2006, тираж 2000 экз. Том 10, стр. 66. |
|