|
|||
На снимке: Юрий Александрович Кувалдин в редакции журнала "НАША УЛИЦА" на фоне картины своего сына художника Александра Юрьевича Трифонова "Царь я или не царь?!"
|
Юрий Кувалдин о Юрии Нагибине в "Известиях" К 90-летию со дня рождения Юрия Нагибина (1920-1994)
На снимке (слева направо): Юрий Кувалдин и Юрий Нагибин (1994) Раздвоение Юрия Нагибина
К 90-летию со дня рождения Юрия Нагибина с издателем
его знаменитых "Дневников" Юрием Кувалдиным специально для
"Известий" побеседовал Михаил Майков.
известия: Когда вы познакомились
с Нагибиным?
Юрий Кувалдин: Мы были
знакомы с конца 80-х годов, иногда встречались в "Московском рабочем"
на Чистопрудном бульваре, где находилось и мое кооперативное издательство.
За этим зданием, кстати, стоял дом, где Юрий Маркович родился (потом
его перестроили в Министерство лесного хозяйства). Он выходил на три
переулка - Сверчков, Армянский и Архангельский.
и: А в 1994 году
вы решили издать дневники Нагибина...
Кувалдин: Честно говоря,
я долгое время был уверен, что Нагибин не стоит внимания как прозаик.
Алексей Варламов правильно сказал: Нагибин - это школьный писатель.
Он ничего не говорит сверх того, что доступно для подростковой психики.
У него есть несколько шедевров - рассказ "Зимний дуб", например,
но тем не менее.
А потом я приехал к нему в писательский поселок в Красной
Пахре, получил дневники и начал их читать. Я ждал полуправды, реверансов,
описаний природы - а тут вдруг такая вещь, потрясающе искренняя. Оказалось,
что у него двойное дно. У Солженицына было эссе "Двоенье Юрия Нагибина",
я с ним полемизировал, но в чем-то он был прав. Нагибин действительно
был раздвоен, как Голядкин у Достоевского: на поверхности одно, а внутри
совершенно другое.
и: Дневниковая
форма ведь очень органична для Нагибина.
Кувалдин: Конечно. Как
козочку привязывают к колышку, так Нагибин-прозаик был привязан к своей
биографии. Надо отвязаться, уйти, а Нагибин не мог. И мне это всегда
в его книгах мешало. Для меня проза - это то, что написано в третьем
лице, а у Нагибина везде "я, я, я", как у нынешних молодых
писателей. Он бегает между героями и все время что-то за них объясняет.
Это журналистская манера, он же в "Труде" с 1943 года работал,
до этого вел многотиражку в какой-то походной типографии. И писал он,
как журналист, очень быстро. У него "Эрика" на столе стояла,
и он, как пулеметчик, лупил по клавишам. Ничего общего с писателями,
которые два дня ходят, одну строчку сочиняют. Он умел работать с невероятной
скоростью. В день делал по сорок тысяч знаков, за десять дней мог написать
книгу в десять листов. Крикнет жене: "Алла, не беспокоить",
- и строчит.
Кстати, этот автобиографизм, исповедальность, повествование
от первого лица - все это роднит Нагибина с западной прозой. Я думаю,
в нем можно многое понять, если перенести его из нашего контекста в
европейский. Он же Селина обожал, "Путешествие на край ночи".
А мне его проза всегда Франсуазу Саган напоминала.
и: Саган? Значит
ли это, что Нагибин "женственный" писатель?
Кувалдин: Ну, конечно.
Это следствие воспитания матери, отсутствия отца, постоянной тоски по
нему. Нагибин весь состоит из рефлексии, самобичевания, самокопания.
и: Количество его
жен, романов - тоже отсюда?
Кувалдин: Это очень характерно
для его личности - утонченной, сентиментальной. У него не было детей
- это одна из причин его разводов. А вторая причина... Выносить сильно
пьющих людей - особое искусство, которым владела на моей памяти только
жена Юрия Домбровского.
и: Одна из жен
Нагибина, Белла Ахмадулина, названа в дневниках Геллой. Почему именно
ей так "повезло"? Ведь все остальные идут под своими именами.
Кувалдин: Видимо, что-то
его заставило так поступить. Он считал Беллу очень талантливой, не хотел
травмировать. Да и к Мессереру хорошо относился...
и: Нагибин долго
не знал, кто его отец, много писал об этом. Это больше литературный
прием или все же реальная психологическая травма?
Кувалдин: Реальная травма,
конечно. Возможно, Кирилл Нагибин, про которого Юрий Маркович пишет,
что это его реальный отец, расстрелянный в 1920 году, - придуманная
фигура, литературный персонаж. Впрочем, он мог и сам до конца всего
не знать. В любом случае, мне кажется, что этот биографический факт
является отправной точкой его творчества.
и: Из дневников
возникает образ Нагибина как советского писателя, ненавидящего советскую
литературу, своих собратьев по ремеслу, но при этом мало чем от них
отличающегося.
Кувалдин: Нагибину нравилась
та жизнь, которой он жил, это чувствуется во всех его советских вещах.
Но это как раз тот тип номенклатурной личности, который привел Советский
Союз к такому стремительному краху, когда все его, казалось бы, верные
слуги легко и без раздумий сбежали с тонущего корабля. Та слава, которая
была у Нагибина, казалась ему недостаточной. Поэтому, например, его
не пускают на Олимпиаду - он несколько страниц напишет: ах, паразиты,
тот поехал, этот поехал, а меня не пустили. Он не возвысился над этой
действительностью, не вышел за ее рамки, чтобы взглянуть на нее со стороны.
и: А в чем же тогда
гениальность, о которой вы говорите?
Кувалдин: В исповедальном
рассказе о том периоде в истории нашей литературы, когда официальный
писатель - это была тварь продажная и дрожащая.
и: Для Нагибина
его дневники были расчетом со средой - "сейчас я им всем задам"
- или и с собой тоже? Он понимал, что он такой же совпис - плоть от
плоти своей среды?
Кувалдин: У Нагибина были
два повара, из Пахры в Москву он приезжал на личной "Волге"
с шофером. Обратите внимание: в его дневниках нет, скажем, Фазиля Искандера
и других неноменклатурных писателей. Это был совершенно другой круг.
Общение с ними могло повредить его благополучию, в первую очередь даже
не литературному, а киношному. Ведь он был преуспевающий мосфильмовский
сценарист. И слава его была преимущественно не литературной, она началась
с "Председателя" с Михаилом Ульяновым. С ним и прощались в
Доме кино.
и: Но с Галичем
ведь Нагибин дружил?
Кувалдин: Он обожал Галича.
Но то был Галич вполне верноподданный - "Верные друзья", "Вас
вызывает Таймыр", еще не ставший подпольным бардом. Полагаю, Нагибин
и дневники отчасти из-за Галича вел. Он понимал, что официоз выходит
из моды, надо быть автором неофициальным - но при этом так, чтобы у
тебя не отняли поваров и шофера. Конечно, это не мученик, не Варлам
Шаламов, не Домбровский. Но парадокс в том, что своим дневником Нагибин
именно в этот ряд - по уровню, по масштабу - и встает.
и: Когда вы в последний
раз видели Нагибина?
Кувалдин: Мы с сыном были
у него буквально накануне его смерти, он неважно себя чувствовал. Рассказал,
что накануне упал в ванной: "Вроде не ушибся, но не пойму, что
произошло". А я смотрю: у него глаза совершенно мутные, из них
как бы ушел цвет, они потеряли объем, стали как бумажные. У Высоцкого
перед смертью были такие же глаза. Видимо, это был инфаркт. Жена потом
рассказывала, что он, как обычно, барабанил с утра на машинке, в 12
часов прервался, прилег на диванчик - и затих. Она пришла через час
примерно звать его к обеду - а он уже умер... Это было 17 июня 1994
года, день открытия чемпионата мира по футболу в США. Он же был страстный
болельщик, все повторял, как ждет этого чемпионата: "Как там наши
сыграют..."
И вот он умер, а мне надо компоновать дневники и запускать
издание. А денег нет: распространение накрылось, и налогами тогда как
раз малый бизнес совсем задавили. Дошел до Шанцева. Тот, как услышал,
о чем речь, сразу: "Да с ним же Лужков дружил, он Нагибина обожает.
Что-нибудь придумаем". И они через какой-то фонд проплатили бумагу
и все полиграфические работы. Месяц тираж пролежал без движения - а
потом за неделю все смели. Слух прошел - и со свистом все улетело. Через
некоторое время и второе издание выпустили.
Дневники ошеломили общественность. Не будь их, Нагибин
остался бы одним из обоймы. Дело в том, что у писателя должен быть забит
такой гвоздь, за который всякий зацепится. У Нагибина такой гвоздь -
дневники.
16:24 02.04.10
|
|
|
Copyright © писатель Юрий Кувалдин
2008 Охраняется законом РФ об авторском праве |
|||