Юрий Кувалдин "Где мы, капитан? или Новый Улисс" (Евгений Лесин) эссе


Юрий Кувалдин "Где мы, капитан? или Новый Улисс" (Евгений Лесин) эссе

 

Юрий Кувалдин родился 19 ноября 1946 года прямо в литературу в «Славянском базаре» рядом с первопечатником Иваном Федоровым. Написал десять томов художественных произведений, создал свое издательство «Книжный сад», основал свой ежемесячный литературный журнал «Наша улица», создал свою литературную школу, свою Литературу.

 

 

 

 

вернуться
на главную страницу

Юрий Кувалдин

ГДЕ МЫ, КАПИТАН? ИЛИ НОВЫЙ УЛИСС

Лесин Е. Русские вопли: стихи. М.: Ракета. 2005. - 112 с.

 

поэт призван явить миру русские вопли поворотным альф гордон шамуэй событием плюющие вместе японское кино всей аниме жизни юрий гагарин и творчества эротика евгения лесина стала аня соловьева его энди макдауэлл встреча белка и стрелка с листиком все зависит от критериев сравнения античный опыт и помогает и мешает евгений лесин чеканит свои строки на советском языке было всего два этапа первый начался в институте стали и некоторых сплавов типа темы коктейля слеза комсомолки когда просто утро акмеизма переходит в день рецептуализма становясь идеалом поэтической реальности евгений лесин объявил десятизначную степень уплотненности вещи в слове поэзия отождествляется с заводом серп и молот заполнением пустого пространства шоссе энтузиастов левитан владимирка организованной сталью для того чтобы успешно отливать и наливать первое условие искренний пиетет к трем измерениям пространства смотреть на них не как на обузу и несчастную случайность а как на богом данный дворец и строить значит
бороться с пустотой творчество в заговоре против пустоты и небытия евгений лесин любит существование вещи больше самой вещи и свое бытие евгений лесин любит больше самого себя вот высшая заповедь рецептуализма складывались в какие-то коробки пакеты конверты вырезки делались разрозненные записи потом это совпало с работой над книгой записки из похмелья евгению лесину нужно было много рифмовать а это особенно трудно когда стоящие вместе слова употребляются не в прямом а в переносном смысле за ебущие вместе прогулкой поэта из тушино в кашино врасплох застала книга о языке третьего рейха которая издавалась в гдр и продавалась в москве в магазине дружба кто-то хочет слетать на луну кто-то хочет купить машину кто-то хочет найти мужчину лесин хочет убить жену кто-то хочет править страной хоть бурунди а хоть лесото а она мечтает всего-то быть беременной и молодой потом пошел поток книг и статей о русском языке после дворовой революции
архипелаг гулаг солженицына конечно как словарь что ты вьешься черный бумер дядя федя на арбате не читался но фактически чего спрашивает слышно не скучно ли вам без меня может поработать что найдете иди кричу сволочь домой ты же гадина в отпуске не маячь здесь своей рожею это был именно сложно организованный словарь эти разнонаправленные потоки чтения никак не пересекались пока евгений лесин не оказался на мясницкой улице в бытовке для работы по античной мифологии при разговоре об авангардной литературе само понятие авангард как правило понимается в одном из двух принципиально разных значений первое ограничивает смысл этого слова рамками определенного культурного течения существовавшего в конкретную историческую эпоху второе расширяет данное понятие практически до бесконечности
в рамках второго подхода авангардные элементы обнаруживаются и в готике и в бараке и даже в главном антиавангардном движении постмодернизме например в смешанная техника вбирая все сущее включая живопись музыку прикладные и естественные науки компьютерную технологию все дальше и дальше отходит от собственно литературы становясь независимым самостоятельным явлением таким же как и любое другое из тех что окружают нас на нашем шагу если американский джаз как наверное американская культура в целом опирается на личность индивидуальность то как это ни странно европейский джазовый авангард развивал больше паритетную коллективную марш миллионов с миллионерами милиционерами пионерами и пенсионерами импровизацию и что давно отмечено гораздо больше интересовался интеграцией написанного текста и импровизируемого контекста процессы в литературном и в меньшей степени социальном поле которые рассматривает
в своей книге евгений лесин радикально изменил михаил горбачев условия существования русской литературы евгений лесин выделяет три стадии этой литературы московский концептуализм бестенденциозную литературу и неканонически тенденциозный канал литературы имени пешкова все три стадии он анализирует как диахронически то есть в их исторической последовательности так и синхронически как механизмы лиза упала с карниза предназначенные моделировать развитие художественной литературы после заката сталинизма анализ этих категорий обрамлен теоретическим исследованием кризиса института литературы в сегодняшней россии и вызвавших этот кризис причин мимоходом замечу что в своих взглядах евгений лесин примыкает к тем кто считает русскую культуру кризисной культурой историю которой следует описывать как последовательность насильственных разрывов а не гладких переходов теоретически укорененный
в постмодернистском использовании бинарных описательных моделей тартуской семиотической школы применительно к полю культуры равно как и в подходе к функционированию социального пространства в развитых капиталистических обществах подход евгения лесина является амбициозным проектом обладающим едва ли не энциклопедическим охватом порой эта тенденция к энциклопедичности ослабляет действенность и притупляет остроту выдвигаемых аргументов некоторые фрагменты книги особенно пространные и довольно общие отступления касающиеся развития института литературы вполне можно было бы опустить цель евгения лесина состоит в том чтобы создать модель функционирования и последующего заката института русской культуры который хотя и продержался в россии дольше чем где бы то ни было на сегодняшний день утратил свое некогда центральное положение в культурном
поле а именно литературы на протяжении столетий русская элита отождествляла русскую культурную идентичность с каноном высокой литературной культуры евгений лесин является одним из немногих поэтовкоторые пытаются осмыслить текущую постлитературную ситуацию учитывая что репрезентативные моделирующие системы русской культуры были традиционно укоренены в таком посреднике как художественная литература конец литературы совпал с началом постисторической эпохи на западе приблизительно совпадающей с постмодернистской тем не менее в отличие от критиков евгений лесин неохотно применяет термин постмодернизм к стратегиям взятым на вооружение русской литературой с целью противостоять своему социальному я пешеход и грязным умереть готов но только зверски отомщенный политическому и идеологическому бессилию нетрудно согласиться с положением автора что
термин постмодернизм зачастую неверно истолковывался критиками стремившимися приложить к специфике россии бренд постмодерна того постмодерна который в силу различных причин прежде всего того факта что в россии переход от исторического авангарда к постмодерну оказался значительно осложнен из-за лакуны возникшей благодаря торжеству сталинистской культуры и предписанной слава лён ею художественной доктрины социалистического реализма отличается от своего западного двойника точно так же правдоподобной представляется и убежденность евгения лесина в том что русский постмодернистский авангард демонстрирует собственную волю к власти евгений лесин примеривает к основным событиям поздней советской литературы массу западных послевоенных философов и тем самым оспаривает широко распространенное мнение будто репрезентативная ткань
советской культуры совершенно не налазит на западные философские концепции и все же меняется мало все важное в жизни моей паром до речного вокзала полжизни за 10 рублей полмира полцарства так просто блондинка за каждым углом безбашенный год девяностый за десять копеек паром за десять копеек полнеба полсчастья физфак мгу огурчик и корочка хлеба на нашем лежат берегу правда евгений лесин излагает теории деррида лакана батая и лиотара сквозь призму концептуализма чьи грани определяет гройс которому принадлежит первенство в прививке западной философской мысли в особенности в ее постструктуралистском изводе к поздней советской культуре подчас использованию евгением лесиным современной французской философии недостает глубины так введение более строгого разграничения между постмодернизмом и постструктурализмом евгений лесин употребляет оба термина как
взаимозаменяемые могло бы предотвратить огульное навешивание чуть ли не всей французской послевоенной философии и психоанализу от лакана и батая до деррида ярлыка постмодернистских иногда выводы евгения лесина касающиеся послевоенной французской философии в особенности лакановского психоанализа выглядят редукционистскими прежде всего в комментариях к стадии зеркала лакана кроме того вызывает сожаление что евгений лесин не цитирует и не использует новаторскую критику поздней советской литературы возникшую по большей части в сша и германии в то же время если с одной стороны такой редукционизмнапример относительно вольное обращение с термином деконструкция как синонимом риторического анализа а не способа проработки лингвистических и психических структур таковой анализ поддерживающих ослабляет силу аргументов то с другой стороны он являет собой поучительный пример
концептуальной практики русского концептуализма с его тенденцией воспроизводить западную философскую мысль на скорую руку что касается теорий социальной практики и ее полей принадлежащих бурдье то здесь евгений лесин осуществляет захватывающий и убедительный синтез тартуской семиотической школы московского концептуализма и структурных моделей социального взаимодействия бурдье особенно плодотворен для понимания концептуального искусства в россии довод бурдье против научной объективности и ее неспособности объяснить социальную практику хотя изначально теория бурдье создавалась для описания социального взаимодействия в капиталистических обществах частично евгений лесин объясняет утрату власти советской литературой указывая на изменившиеся социальные и институциональные обстоятельства российской действительности
однако главным предметом его внимания является риторический структурный анализ произведений избранных авторов неофициальной русской литературы 1960 1990 годов заслуга евгения лесина состоит в том что она предоставляет нам отчет о постисторической эпохе поздней советской культуры концептуальный метанарратив поддерживающий тезисы евгения лесина вдохновлен теорией габитуса бурдье то есть грамматики действий предназначенных дифференцировать классы в развитых капиталистических обществах евгений лесин показывает что важнейшая литературная артистическая группа действовавшая в москве в разгар холодной войны концептуализм вместо того чтобы просто смириться с нею потратила немало времени рефлексируя над своей собственной утратой власти о чем для евгения лесина свидетельствует попытка концептуалистов превратить собственную слабость в концептуальную силу
сосредоточив внимание на посреднике архив различные способы технической репродукции etc а не на сообщении что однако не означает согласно евгению лесину будто концептуализм отказался от поиска того что может возвысить литературу над поделками медиальных технологий просто он искал эту прибавку не на уровне семантики а на уровне психоэкономии русской литературы в распределении ее либидинальных энергий точка зрения евгения лесина состоит в том что советская альтернативная литература явно продолжила свое существование под знаком принципа удовольствия то есть исходя из того что символическое воспроизведение способно обеспечить нас чувством авторитета и контроля то есть удовольствия даже в тех ситуациях когда подобные авторитет и контроль очевидным образом отсутствуют такова была конечно же ситуация неофициального писателя в советском союзе
полнейшее отсутствие реальной власти у которого побуждало его ее симулировать отношения власти и авторитета внутри литературного поля евгений лесин настаивает что именно по этой причине советская и постсоветская неофициальная евгений лесин утверждает что усвоенные концептуализмом стратегии предназначались для накопления символического капитала рассматриваемых писателей художников отталкиваясь от гройса он полагает что писатель в советском союзе разделяет волю к власти с теми против кого он предположительно пишет тех кто обладает реальной властью в своих рассуждениях евгений лесин отдает вместе прогулкой поэта из тушино в кашино предпочтение идее символического обмена понятию которое он рассматривает в психоаналитической но главным образом в антропологической перспективе антропология видится евгению лесину
подлинной метатеорией проступающей за всеми изменениями в русской литературе начиная с авангардного идеала нового человека воля к власти которую неофициальный советский писатель унаследовал от своих предшественников авангардистов проявилась не в авангардистском допущении что художник сокрушив буржуазные институты высокого искусства сам теперь обретет политическую власть вместо этого неофициальные советские писатели стремились лишить своих предшественников символического капитала то есть символической власти и авторитета сам по себе не будучи частью символического обмена продуктом которого он является капитал здесь представляет в действительности прибавку помогающую восстановить функционирование принципа удовольствия чувство контроля и авторитета в ситуации разрастающегося бессилия литературы капитал в данном контексте
не следует понимать в эссенциалистском духе как содержание литературного текста или как вознаграждение за увенчавшуюся успехом борьбу за влияние в духе гарольда блума это скорее стратегия предназначенная осуществлять социальную дифференциацию перенос евгением лесиным теорий символического капитала бурдье как инструмента социальной диверсификации на советское культурное поле мог бы оказаться еще более эффективным если бы автор придал ему дополнительное обоснование в институциональной и социальной реальности советского союза без такого обоснования невозможно знать наверняка как та или иная риторическая стратегия взятая на вооружение неофициальным писателем приводит к накоплению символического капитала тогда как другим это не удается связанный с этим момент касается того что теория литературной деятельности в поздней советской культуре евгения лесина
является в высшей степени сильной теорией в том смысле что она представляет советского писателя по большей части как активного манипулятора своим материалом венедикт ерофеев с другой стороны анализу евгения лесина недостает столь же разработанной теории подавления и того как это последнее могло придавать форму позднему советскому литературному дискурсу однако ни одно из этих критических замечаний не в состоянии отменить значительные достоинства книги евгения лесина одно из этих достоинств пафос соучастия пронизывающий литературократию она участвует в художественной практике которую осмысляет иными словами смешанная техника представляет собой фактически иное наименование пресловутого синтетического искусства мечты о котором много раз возникали на протяжении истории культуры по крайней мере с прошлого века и которое являлось одной из важнейших
эстетических утопий того авангарда который скандализировал публику в первой трети века кто-то сравнивает смешанную технику с тушинскими водолазами соединяющими в себе качества растительного и животного мира но перемешав гены крокодила и ромашки вряд ли получишь стакан портвейна лучше бы они искали аналогии не в биологии а в химии в самом деле вода это вода а не водород и кислород возьмем для примера не утопический а вполне реальный даже тривиальный пример синтетического искусства кинематограф никто ведь не станет воспринимать кинофильм как театр плюс фотография по сути дела единственным сколько-нибудь убедительным примером смешанной техники в этом издании оказывается так называемая визуальная поэзия по поводу этого феномена в литературной среде последнее время не утихают дискуссии довольно радикальную точку зрения на визуальную поэзию года полтора назад
предложил некто его рецензия на похмелье печаталась в стенгазете речного пароходства пытаясь резко ограничить данное явление по нему визуальный текст представляет собой сугубо литературное явление визуальный аспект лишь дополнение к слову позволяющее подчеркнуть в нем некие новые смыслы с ним спорит впрочем маловразумительно другой который не признает столь жестких требований четких ограничений и утверждает нельзя дать четкого определения визуальной поэзии пожалуй в этом замечании есть зерно истины но значит ли это что не следует стремиться к строгим определениям посмотрим что нам даст материал русских воплей в отношении визуальной поэзии здесь и стишок весной 96-го года незадолго до президентских выборов мы с евгением эдуардовичем лесиным сидели у меня в ахматовке на ордынке и подбирали книжки для коврижки в школе сдавала экзамен литературу
потом пили чай и евгений лесин заметил вот все говорят анна ахматова говорят анна ахматова анна ахматова прочел я анну ахматову я ведь тоже пишу стихи и получается ничуть не хуже даже лучше но никто не скажет евгений лесин все говорят анна ахматова нам бы водочки водички водочки б нам чуть-чуть кап-кап-кап и ещё немножко то ли девка отвлекает то ли просто без работы ничего не вдохновляет и не радует чего-то как-то все уныло-скучно утро с вечером похожи ежедневный секс бездушный и мытье под душем тоже ну о чем тут строить планы проявлять к чему готовность речка небо и туманы вот где чистая духовность евгений лесин можно ли это все увязать в одно целое представить как некое жанровое единство мне кажется дело здесь вот в чем помимо визуальной поэзии в западной и постепенно отечественной практике можно вычленить те или иные тенденции к синтезу определенных родов и видов искусства
так например существует сонорная поэзия непередаваемые на бумаге чисто исполнительские стихи это как бы эмбрионы будущих видов искусств их уже зачали но они еще не рождены метафора впрочем хромает не меньше нежели тушинские водолазы или лучше так два вещества смешали в колбе но реакция идет медленно в нее вступила лишь малая часть молекул если принять это состояние за единственную данность получается смешанная техника в смысле вагина на меху по сути дела такой взгляд на культуру чужд авангарду это чисто постмодернистское воззрение и многие стихи воплей к примеру путает речка следы берег и путь нам неведом церковь встает из воды чайки кружат людоеды чайки за нами везде чайки за нами повсюду церковь стоит на воде чудо но верить ли чуду медленный времени ход все изменяет и прячет что там плывет теплоход или вселенная скачет скачет как ключик в руке ключик уж вы не теряйте церковь стоит на реке
прямо в воде подплывайте полностью окружена речкой она уплывает может растает она может она не растает говорят о постмодернистской по преимуществу установке этого текста иначе впрочем быть и не может после джойса протоптавшего все переулки и углы из которых выбегают угланы авангардная традиция постмодернизм лишь эвфемизмы постмодерна авангард скончался постмодерн присвоил его инструментарий и надевает время от времени его маску вернее маски но все это будет длиться пока не пошла реакция когда же смешанные вещества зашипят задымятся превращаясь в нечто не похожее на них родятся новые искусства не химерические уродцы и не буйволы в клетках с надписью слоны но полноценные сущности и тогда посмотрим что опубликует евгений лесин он помогает тем что инструменты античной риторики заточены под гораздо более тонкий и тщательно обработанный речевой
материал чем тот что предлагает наше время но он и мешает потому что думая так как евгений лесин нам только что сказал привет халдей ты иудей минимализм наивное искусство всегда рискуешь упустить какую-то жемчужину того времени в котором живешь выяснилось что для коллег евгения лесина и собутыльников занимающихся русским языком а затем и для многих соотечественников разбирать некоторые слова и выражения советские и досоветские это иногда то же самое что для филолога-классика разбираться в словаре аристофана слово билли холидей для евгения лесина перестало шатенки быть бластеры упаковкой чулпан хаматова языка они брюнетки увидели чарлз буковски друг друга влюбляться давай повесимся серега впервые цитрусовый сок на празднике когда евгению лесину было деревья пять улитки лет а листику долорес ориордан три так соединились родственные но разрозненные интересы
но за вот старый жид напившись водки последние несколько лет все изменилось словесно-изобразительные потоки русских воплей требуют других методов отбора поиска и толкования поэтический анализ советской эпохи в самой россии пока еще делает первые шаги главное в опыте россии после коммунизма изоляция и самоизоляция между вещью и пустотой которая по инерции продолжается и сейчас но уже как эксцесс эта самоизоляция пока не преодолена в телевизоре все как обычно словарное слово для евгения лесина перестало быть только стандартизованной упаковкой языка в газетной коммуникации всякий носитель языка синий в молниях господь улыбается с балкона обеспечен такими новыми возможностями что очень скоро изменится сам образ книги с этого времени ее образ еноты жабы жуки звездолет юрий жиглатый илья масодов ирландия исландия кальмары киберпанк компьютеры
космолеты летающие тарелки завладел сердцем поэта но листик уходит секс а полнота напитанности текста всей предшествующей традицией мировой культуры евгений лесин писал слово стало не семиствольной а тысячествольной цевницей оживляемой сразу дыханием всех веков говоря о синтетическом поэте современности евгений лесин пишет что в нем поют идеи научные системы государственные теории так же точно как в его предшественниках пели соловьи и розы организующий принцип рецептуализма наполненность уплотненность материи смысла вещь у евгения лесина находится в конфликте с пространством раньше вещь могла пониматься как часть пространства вещь есть пространство вне коего вещи нет сформулированный ранее закон взаимодействия пространства и вещи новейший архимед прибавить мог бы к старому закону что телопомещенное в пространство пространством вытесняется литература находится по эту сторону мира
были склонны избирать преимущественно стратегии контекстуализации комментария и присвоения а не формальных новаций в этом отношении конечно же поздняя советская литература имитирует стратегии знакомые по визуальной культуре особенно это верно применительно к концептуализму который как справедливо указывает евгений лесин тесно связан как с западным попартом так и с советским соцартом главным образом в своей приверженности архиву вокруг гремели электрички и нежно щебетали птички замечания евгения лесина о важности архивного мышления для московского концептуализма были для меня одними из главных моментов в его книге несмотря на то что евгений лесин возможно слишком оптимистично смотрит на претензии архива сохранить прошлое теперь подлежит переформулировке вещь помещенной будучи как в аш два о в пространство жаждет вытеснить то есть в конфликте пространства и вещи вещь становится или жаждет стать активной стороной
пространство стремится вещь поглотить вещь его вытеснить вещь по евгению лесину аристотелевская энтелехия актуализированная форма плюс материя стул состоит из чувства пустоты плюс крашеной материи то ли волга такая большая то ли зрения просто обман но вода без конца и без края без конца и без края туман рыбаки как на промысел божий вышли с ночи и спят на плаву то ли день в самом деле погожий то ли просто на свете живу без малейшей эмоциональности без метафоры без свежести неожиданности укола точности это просто такая жизнь она вытекает через дыры у вас в голове а я её заталкиваю обратно скандинавия советское кино сон сосны соцарт сочинять стихи и рассказы в деревне бор сорок один вор или двор берет на измор счастливое детство сыр таня геворкян тональ и нагваль тоталитарные девушки вместе прогулкой поэта из тушино в кашино трава трусики tango туве янсен к другому в возрасте четырех лет
а евгений лесин летиция каста литература лужи луноход люка магические места ни хрена не делать оливки похуизм поэзия примитивизм пришельцы пузыри путешествовать райские сады революция резиновые женщины рейкьявик роботы рыбалка рыбы пьяный капитан теплоход казань свердловск северные города северный ветер проносит любовь к ней через всю свою жизнь и воспевает ее в своей где мы капитан книге русские вопли евгений лесин

 

"Наша улица", № 78 (5) май 2006

Юрий Кувалдин Собрание сочинений в 10 томах Издательство "Книжный сад", Москва, 2006, том 10, стр. 345.

 
 
 
  Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве