Юрий Кувалдин родился 19 ноября 1946 года
прямо в литературу в «Славянском базаре» рядом с первопечатником Иваном
Федоровым. Написал десять томов художественных произведений, создал
свое издательство «Книжный сад», основал свой ежемесячный литературный
журнал «Наша улица», создал свою литературную школу, свою Литературу.
вернуться
на главную страницу |
Юрий
Кувалдин
КАК БУДТО ВЯЗЕМСКИЙ
4 марта 1995 года Станиславу Рассадину - 60 лет
эссе
Настоящее быстро становится прошлым. Море, небо, вечность. Плещееве озеро в Переславле-Залесском широко, как море. Где-то на горе, в музее, - ботик Петра. Станислав Рассадин, глядя на водную гладь, задумчиво говорит: "Страшно подумать, а ведь наступит время, когда солнце погаснет и все погибнет, даже Пушкин".
Один из способов преодолеть безнадежное - вернуться в Сергиев Посад по узкому Ярославскому шоссе, то поднимающемуся круто вверх, то резко бегущему вниз. Зимой, в гололед, движение здесь останавливается, машины буксуют, не в силах забраться в гору. Клинско-Дмитровская гряда. Исторические места... Я еду быстро. Проносятся Фонвизин с госпожой Простаковой, Дельвиг, Денис Давыдов, Языков, Бенедиктов, Вяземский... Для Рассадина - это живые люди, как моя соседка по даче. Слушать Рассадина - жить во второй реальности: литературе.
Мы сидим на скамейке среди кустов красной и черной смородины. Рассадин срывает спелые ягоды, кладет в рот, продолжая говорить, морщится. Красная смородина кисловата. Тогда он пробует черную. Эта, сладкая, вызывает улыбку. Лето, теплый ветерок, поют птицы, дачный дом, перед домом - высокие разлапистые ели, почти что васнецовские. Но все это время Рассадин говорит, словно боится что-то упустить, не успеть. Он человек импульсивный, с особым складом таланта - размышляет на ходу, в разговоре ли, в писаниях. И эта особая пульсирующая жилка смысла придает необычайную прелесть его книгам, его разговорам. Нервное время, нервный век, нервная вечность. Талант Рассадина - в его потрясающем перевоплощении, вхождении в образ: Крылова ли баснописца, Фонвизина, Чехова, Лескова, Сухово-Кобылина... Я хохотал над рассказом Рассадина о том, как Крылов съедал по десяти блюд, а затем и за одиннадцатое принимался, приговаривая, поглаживая себя по огромному животу, что есть еще местечко на галерке, и принимался за двенадцатое. Тут и у нас аппетит заметно разгуливался, и рюмочка была нелишней. А под нее разговор еще веселее: Рассадин упивается ленью русских писателей, знаменитой ленью Дельвига, ленью "обломовца" Гончарова... Слушая увлеченного Рассадина, хочется лениться, потягиваться, балдеть на солнышке у парника с пупырчатыми огурчиками, никуда не торопиться! Спи сколько хочешь, ешь сколько влезет! Работа не убежит!
Но Рассадину не терпится домой, он же москвич (родился в Москве, между Богородским и Сокольниками), а москвичам всегда не терпится. Скорее за письменный стол, и чтобы жена Аля была рядом. Моя любимая книга у Рассадина о Сухово-Кобылине посвящена Але...
Лето в Малеевке. Солнечный день. Я еду по узкой дорожке, и вдруг из лесу выскакивает Рассадин и радостно машет мне. В руках у него грибы. Пока дожидался меня, успел собрать несколько крепких подберезовиков.
Он читает только что написанные главы о Чехове, о Лескове... Эпиграф к Чехову: "Вы святые? - спросила Лила у старика". - "Нет. Мы из Фирсанова". Простота и ясность - верный признак истины, ложь вычурна и многословна. Недаром одну из своих книг Рассадин назвал "Очень простой Мандельштам", вопреки тем мандельштамоведам, которые делают из него "очень сложного" поэта.
...Свет и тень. Мы идем мимо старого корпуса. Желтый фасад, белые колонны. Почти что XIX век, хотя корпус построен в сталинское время. Я спросил: почему он не включил в "Русских" Достоевского? Рассадин промолчал и перевел разговор на другую тему.
Потом, в московской квартире Рассадина, я увидел в тесной прихожей на полке над входной дверью собрание сочинений цвета хаки, как бы отселенного от всех прочих писателей. И понял, что Рассадин не любит Федора Михайловича. (Я догадался, почему, но расспрашивать не стал. Видимо, потому что для него Достоевский не художник, а истерический монологист, могущий свести с ума любого человека... Впрочем, и Толстого нет в книге. Почему - не знаю.)
После Малеевки я побывал с Рассадиным в Переделкине, у друга Рассадина - писателя Юрия Владимировича Давыдова. Их роднит любовь к истории. Они как бы и живут в ней: один - с писателями, другой - с историческими лицами. Солнечный свет пятнами падает на стол в парке, пробившись сквозь высокую листву деревьев. И опять хочется лениться и вести неспешную беседу. Что-то кончилось в истории, но еще не началось. Свобода слова, нет цензуры. Но грусть в глазах Давыдова, и Рассадин с грустью говорит о тяжком положении культуры. Потом, посмотрев на меня, спохватывается, переходит на Гоголя, который сетовал, что его "Вечера" не продаются... А тираж "Вечеров" был чуть больше двух тысяч экземпляров. (Скоро и мы будем издавать книжки по сто экземпляров.) Осенью в прекрасном Остафьеве, усадьбе Вяземского, в круглом зале с паркетными полами, уже в истинном XIX веке, после того как отгремел рояль с поднятой крышкой, Рассадин рассказывал об одиночестве Вяземского, о его безответном творчестве. Рассадин поправлял очки и говорил, и говорил... И казалось, что это говорит сам Вяземский...
"Независимая газета", 3 марта 1995
Юрий Кувалдин Собрание сочинений в 10 томах Издательство "Книжный сад", Москва, 2006, тираж 2000 экз. Том 10, стр. 109. |
|