Ильницкая Анна Анатольевна, начальник
рекламно-издательского отдела («Издательство МХТ») федерального государственного
учреждения культуры «Московский Художественный академический театр
имени А.П.Чехова» (МХТ им. А.П.Чехова) за заслуги в области культуры
и многолетнюю плодотворную работу награждается присвоением почетного
звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» (2009).
вернуться
на главную страницу |
Анна Анатольевна Ильницкая
родилась в Москве, в Большом Афанасьевском переулке на Старом Арбате.
Жена писателя Юрия Кувалдина. Мать художника Александра Трифонова. Директор
издательства МХТ им. А. П. Чехова. Окончила Московский полиграфический
институт. Работала в Главной редакции театральной литературы «Союзтеатра».
Из множества изданных ею книг следует выделить издания, связанные со 100-летием
Художественного театра, основное из которых - двухтомное издание «Московский
Художественный театр. Сто лет» (в 2008 году к 110-летию МХТ был выпущен
третий том - «Московский Художественный театр. 100+»), а также - книгу
«Станиславский репетирует», три выпуска «Режиссёрского театра», четырёхтомную
летопись И. Н. Виноградской «Жизнь и творчество К. С. Станиславского»,
9-й том Собрания сочинений К. С. Станиславского.
Анна Ильницкая и Олег Табаков 2 ноября 2009
Анна Ильницкая и Константин Хабенский 2 ноября
2009
Анна Ильницкая у бюста Константина Станиславского
2 ноября 2009
Анна Ильницкая 2007
Анна Ильницкая 2009
Анна Ильницкая и Александр Трифонов
2006
Анна Ильницкая и Наталья Молчанова 2008
Анна Ильницкая на выставке сына художника
Александра Трифонова в галерее А3 2007
Анна Ильницкая с Анаит Оганесян, справа в
очках Александр Викорук 2007
Анна Ильницкая на выставке Александра
Трифонова в Галерее на Солянке 2009
Анна Ильницкая, Александр Трифонов,
Наталья Молчанова 2006
Анна Ильницкая 31 декабря 2008
Юрий Кувалдин, Николай Недбайло, Анна
Ильницкая (жена Юрия Кувалдина) на персональной
выставке Николая Недбайло в театре Ленком 10 ноября 1988 года
Виктор Гвоздицкий (1952-2005)
«Сюжет Ани Ильницкой»
(Об Анне Ильницкой)
Анна Анатольевна Ильницкая
- человек Театра. А точнее - МХАТа. Это я понимаю не только умом, но и
актерской сутью. Служа в Художественном, я всегда ощущал там ее присутствие.
Оно было заметно, слышно. Человек она громкий, пафосный, блестяще-подвижный
и потому - разнообразно-необходимый. При этом все свои таланты Ильницкая
щедро, не задумываясь и бескорыстно дарит МХАТу. Это бесспорно.
Наша же с Анной Анатольевной, Аней
встреча произошла на совсем иной почве, за пределами Художественного -
театра с традициями, «кармического», единственного...
...Была весна. Начинались новые времена,
что-то закрывалось, открывалось, шумело, взрывалось... Но еще выходили
книги - совсем не глянцевые и совсем не про «медийных людей»... И почему-то
не в Питере, а в Москве, в издательстве «Союзтеатр» вышла книга Елены
Владимировны Юнгер «Все это было...». Я присутствовал при этом историческом
моменте. Даже участвовал. И видел радость, тревогу и переживания Автора
- последней царственной особы петербургской сцены. Елену Владимировну
Юнгер в книге интересовало все: бумага, оформление, корректор, редакторы...
Главное же, конечно, - стиль и вкус издателей. Тексты Юнгер, которые вошли
в книгу, на мой взгляд, поразительны по простоте, остроумию и драматизму.
К весенним дням 1990 года книга была
собрана. Тогда еще не давний москвич, я волновался вместе с Еленой Владимировной
- в книге было мое послесловие.
...Таинственные мгновения! Самые первые,
когда видишь свои слова - набранные, напечатанные на хорошей бумаге в
настоящей книге... Премьера... Ужин, посвященный Событию. Лидия Петровна
Сухаревская, Сергей Борисович Коковкин, Борис Александрович Львов-Анохин,
актер таировской труппы Игорь Алексеевич Смысловский... Все было бесконечно
весело, красиво и по-петербургски широко... Царили Юнгер и Сухаревская,
была восхитительная пикировка акимовских премьерш, звучали остроты тонкие,
изящные и почти грубые... Все говорили о книге, но больше о тех, чьи портреты
в ней возникали... Но вот Елена Владимировна остановила на мгновение поток
воспоминаний и стала говорить об Ане Ильницкой, работавшей в то время
в «Союзтеатре», о том, что она сделала для книги, о ее вкусе, сумасшедшей
любви к театру, об ее невероятной душевной щедрости. Этот великолепный
монолог поражал искренностью - тем более что Анны Анатольевны в тот вечер
с нами не было. Было нечто более важное, чем ее присутствие: Дело, Любовь
к Театру, Книга... и - скромность издательского работника.
Таким образом, я побывал тогда на нескольких
премьерах сразу: на премьере книги Королевы питерской сцены, на собственной
скромной премьере (в послесловие я вложил всю мою нежность к Юнгер, нежность,
не остывающую с годами) и на премьере Анны Ильницкой, которая услышала,
поняла, помогла. Услышала эхо той вечно недосягаемой Культуры... ускользающего
театра!
С самой же Анной Анатольевной на темы,
касающиеся Театра, можно говорить часами; причем среди этих тем есть и
высокие и обыденные... Она бурлит! Восхищается, ужасается, активно вмешивается...
Когда беседа идет на территории МХАТа, театра подвижного, засасывающего,
выбрасывающего... а по существу - не меняющегося во все времена! Так вот:
когда с Ильницкой общаешься во МХАТе, ловишь себя на том, что рефреном
в нашем диалоге твердишь: «Аня! Тише... Успокойся. Стены любят и слышат!»
Реакции - никакой! Боль, Любовь, Звук и Клекот... В такой монолог (не
в реплики!) ее может повергнуть только Художественный театр - главная
любовь ее жизни, подсознательная память.
Впрочем, память Ильницкой совсем не
только подсознательная, а еще и вполне конкретная, плотная, осязаемая,
живая. В своем рассказе она раскроет - из каких же кирпичиков построено
это изысканное здание, полное страстей, знания и нежности; расскажет,
кто кому кто, кто ей родня, а кто - просто кумиры... Гильдии, фамилии
и имена, ученые и почетные звания, самая лучшая русская водка, МХАТ!..
Мираж! История! Сюжет! История удивительно живая, история, которую можно
рассчитать по рукопожатиям — от поставщика двора Его Императорского Величества,
потомственного почетного гражданина (бывшего крепостного!) Петра Арсеньевича
Смирнова, через прелестного Керубино из мхатовской «Женитьбы Фигаро» -
Александра Михайловича Комиссарова до... Анечки Ильницкой и нас - ее знакомых
и друзей.
Я очень люблю Театр, может быть еще
и потому, что в лучшие мгновения Судьба дарит мне театральные СЮЖЕТЫ.
Вот, к примеру, сюжет Анны Ильницкой.
Как я попала в Московский Художественный
театр? Я здесь родилась. Дело в том, что я отношусь к фамилии, имеющей
к Художественному театру самое непосредственное отношение. Главный водочник
России Петр Арсеньевич Смирнов и его жена Наталья Александровна Тараканова
имели дочь Марию Петровну Смирнову, которая дважды была замужем. В первый
раз - за Петром Алексеевичем Расторгуевым, купцом, чаеторговцем, лошадником
и очень азартным человеком. От этого брака, у них было трое детей, среди
них Вера Петровна - моя будущая бабушка. Вторым мужем Марии Петровны стал
Михаил Герасимович Комиссаров - надворный советник, помещик. От этого
брака у Марии Петровны было еще пятеро детей, и по настоянию Михаила Герасимовича
все ее дети от обоих браков получили фамилию Комиссаровы. И вся эта огромная
семья дружно проживала в собственном доме по Сивцеву Вражку, 24. Дом этот
на многие годы стал гостеприимным, теплым, родным для артистов Художественного
театра, он упоминается во всех театральных мемуарах, связанных с историей
МХТ, потому что Комиссаров был одним из самых главных «карасей» - так
называли купцов, очень по-доброму расположенных к актерскому братству.
Они принимали их у себя, кормили, поили, широко гуляли и были уже настолько
родными друг другу, что не разбирали - кто кого из них развлекает...
Михаил Герасимович Комиссаров — юрист,
член ЦК партии кадетов, депутат 1-й Государственной думы, был одним из
пайщиков-вкладчиков МХТ и членом правления. После революции Михаил Герасимович
был дважды арестован и освобожден по ходатайству и под поручительство
Владимира Ивановича Немировича-Данченко, Константина Сергеевича Станиславского
и Ивана Михайловича Москвина. В 1918 году Михаил Герасимович был принят
на работу в театр как управляющий делами, а потом стал секретарем правления.
До конца жизни в 1929 году Комиссаров служил в театре.
Дом Комиссаровых оставался родным домом
для актеров театра и до конца жизни Марии Петровны. А после ее смерти
традиции хлебосольного русского дома до конца уже своей жизни поддерживала
моя бабушка Вера Петровна Комиссарова, хотя прежних материальных возможностей
уже не было, но она не унывала, и привычка часто встречаться за дружеским
столом сохранялась и в самые голодные и тяжелые годы.
Два сына Михаила Герасимовича, братья
бабушки - Сергей Михайлович и Александр Михайлович, были профессиональными
актерами. Сергей Михайлович с молодости играл в труппе МХТ, потом во время
голода 20-х годов с качаловской труппой был за границей, после отъезда
этой труппы остался в пражской труппе у Германовой, вернулся, стал кочевать
по провинциальным театрам России: Омск, Иваново, Кинешма, Ростов-на-Дону,
пока не осел в труппе Волковского театра в Ярославле, где до ухода на
пенсию был одним из ведущих актеров. Александр Михайлович Комиссаров -
для меня дядя Шура - был учеником школы Второй студии МХТ. Он состоял
в труппе театра с 1925 года и до конца жизни в 75-м году. Был профессором
Школы-студии, народным артистом РСФСР, очень любимым и популярным актером.
В театре у него были знаменитые роли: Керубино («Женитьба Фигаро»), Натаниэль
Винкель («Пиквикский клуб»), Дамис («Тартюф»), Кэйрлесс («Школа злословия»),
Буланов («Лес»), Петрищев («Плоды просвещения»), Бобчинский («Ревизор»).
В легендарном фильме Г. Александрова «Цирк» он сыграл Скамейкина - роль,
прославившую его на всю страну.
Меня воспитывали бабушка и дед, поэтому
вся моя жизнь с самого раннего детства была связана со МХАТом. Я помню
компании актеров, после спектаклей собирающихся у нас, в гостеприимном
и веселом доме. Помню самых дорогих для бабушки — Ивана Михайловича Москвина,
Аллу Константиновну Тарасову, Василия Ивановича Качалова, Николая Ивановича
Дорохина, Иосифа Моисеевича Раевского, Федора Николаевича Михальского
— для меня дядя Федя, на чьих коленях я выросла, он же Филя из «Театрального
романа» М. Булгакова, главный администратор, а в последние годы жизни
- директор музея МХЛТ. Знаменитая фигура, легендарная для Москвы. Все
стены в квартире бабушки и дедушки были увешаны портретами, фотографиями
артистов МХАТ с дарственными надписями. С бабушкой я бывала в гостях у
Л.В.Москвиной, Е.В. Гельцер - знаменитой балерины, у В. И. Качалова.
В голодные 1946-47 годы летом я жила
в доме отдыха МХАТ «Пестово» и там впервые увидела невероятно красивых,
молодых, тоненьких Киру Головко, Маргариту Юрьеву, Олега Ефремова, Петю
Чернова и других. Мы дружили с сыном Хмелева, дочерью Яншина. И Алеша
Бартошевич там жил, и мы его даже побивали иногда - он был толстенький
такой, неповоротливый. Короче говоря, компания была веселая и замечательная.
Там все жили сплоченным коллективом. Мы были бесхозные дети, но с нами
ставили какие-то спектакли, нами пытались руководить, и это было безумно
интересно. Я помню, как приезжала туда Ляля Черная - знаменитая цыганка,
примадонна театра «Ромэн», зажигался костер на обрыве над водохранилищем
и Ляля танцевала, а мы, дети, болтались около огня до ночи. Не помню уж,
чьей женой она была в тот момент и к кому приезжала - к дочке Михаила
Михайловича или к хмелевскому сыну, который жил там с нянькой в это же
время... Эти ночи у костра были совершенно великолепны, я до сих пор вижу
перед глазами эту картину.
Вообще детство было яркое и незабываемое.
Когда меня некуда было деть, бабушка приводила меня в театр, запихивала
в темный зал на репетицию, и я там тихонько сидела, болтая ногами, и «Кремлевские
куранты» я смотрела столько раз, что, наверное, и сейчас могла бы бросать
реплики из этого спектакля. Я помню самых чудесных, фантастических, легендарных
«Трех сестер» в постановке Немировича-Данченко. Я бывала на всех премьерах
МХАТа, до 50-х годов просто жила в нем, а потом я от этого театра немного
отошла, полюбила театр Вахтангова... Но все мои корни - здесь.
«Последние», 2007 |
|