|
|||
Сергей Владимирович Ястржембский родился 4 декабря 1953 в Москве. В 1976 окончил международно-правовой факультет Московского государственного института международных отношений (МГИМО) МИД СССР по специальности "юрист-международник", в 1979 - аспирантуру Института международного рабочего движения АН СССР. Кандидат исторических наук. Занимал ряд государственных и общественных постов. Творчески проявил себя как талантливый фотохудожник. Участник многих выставок в России и за рубежом.
|
Юрий Кувалдин ВЕНЕЦИЯ СЕРГЕЯ ЯСТРЖЕМБСКОГО эссе С изобретением фотоаппарата
реализм в живописи умер. Просторный торжественный белый гулкий выставочный
зал. Официанты в белых сорочках с черными бабочками чинно разносят подносы
с бокалами шампанского. Чувствуется некоторое напряжение, как перед началом
финального матча ЦСКА в Португалии на кубок УЕФА. Но там исход мы помним
- мы победили! Вот высокий стройный господин в треуголке, маске и белых
перчатках выходит с осанкой дожа под величественные своды галереи. Он
еще не снял маски, а собравшиеся узнают в нем Сергея Ястржембского, помощника
Президента России В. В. Путина. На реализме в живописи (копировании действительности)
жирную точку в виде "Черного квадрата" поставил Казмир Малевич.
Художник Александр Трифонов, которого Слава Лён считает лидером Третьего
русского авангарда, сказал, что "Черный квадрат", как каждый
чистый лист, есть начало новых возможностей и что художник должен создавать
свой мир. Сергей Ястржембский не копирует Венецию на своих большеформатных
фотографиях, а создает свою. Точнее, его работы - это холсты, написанные
с помощью фотоаппарата. Хотя мы и узнаем Венецию, карнавальный город,
но это другая Венеция, Венеция Сергея Ястржембского. На одной работе мы
видим вверху композиции лодку, а под нею дом. Замечательный сюр, схваченный
художником через воду канала, ибо лодка стоит в воде, а дом отражается.
Прерывистые волнистые линии раннего утра, передают волнение художника
перед красотой, которая постоянно спасает мир. Сергей Ястржембский передает
настроение вечности через зримые образы. Тяжелы твои, Венеция, уборы. Андрей Тарковский говорил,
что кинообраз может воплощаться только в фактических, натуральных формах
видимой и слышимой жизни, при этом добавляя странное выражение, что изображение
должно быть натуралистично. Разумеется, говоря о натуралистичности, Тарковский
не имел в виду натурализм в ходячем смысле слова, он лишь подчеркивал,
что сюр на экране должен складываться из тех же четко и точно видимых,
натуральных форм самой жизни. То же делает в своей фотоживописи Сергей
Ястржембский. Я был разбужен спозаранку Искусство фотографии Сергея Ястржембского можно с полным основанием назвать живописью. И вот почему. В ранневенецианской живописи под влиянием византийской манеры преобладают золотые фоны, плоскостные изображения фигур. Красочность и декоративность - основные выразительные средства венецианской школы. Например, Лоренцо Венециано неизменно использовал для своих икон золотые фоны, не применял перспективных построений и объемной передачи фигур. Но это только половина дела. Ведь в руках у Сергея Ястржембского не палитра и кисти, а фотоаппарат, который часто улавливает то, чего глаз не замечает. Поэтому плоскость может спокойно переходить в объем. Это как становление реалистических принципов у венецианцев середины XV века в значительной степени было обусловлено их знакомством с искусством флорентийских мастеров. Используя художественный опыт флорентийской школы, венецианцы особое внимание уделяли колориту и только в связи с ним решали такие задачи, как передача линейной и воздушной перспективы, как светотеневая моделировка формы. Распространено мнение, что искусство - средство познания жизни. Я не согласен с этим. На мой взгляд, искусство - другая реальность, далекая от жизни, и создается художником для бессмертия. Художником может быть очень субъективный, очень капризный человек, сдвинувший со стола всех богов, как статуэтки. Искусство - высший род деятельности человека. Художник на облаках, как Бог. Художник мыслит образами, сам растворяясь в этих образах. Поскольку бессмертие - это художественное произведение, пережившее свое время. Все уходит в песок. Искусство - бессмертно. Об этом постоянно с восхищением думаешь у гениальных полотен Сергея Ястржембского. Все было тихо, и, однако, Лидеры раннего этапа Ренессанса в Венеции, подготовившие искусство Высокого Возрождения, - семья Беллини (Якопо и Джентиле и в особенности Джованни), А. да Мессина первыми среди венецианцев освоили технику масляной живописи. В творчестве Джованни Беллини был найден синтез непринужденной повествовательности и чисто ренессансной темы величия и драматизма человеческой судьбы. Нам, приученным к искусству-отражению, пора переучиваться, пора проникаться истинами рецептуализма - искусства Третьего тысячелетия: искусство - не отражение, а создание своего, доселе не бывшего мира, углубление, достигаемое отстранением, уходом, изоляцией, сосредоточением, отказом, экзистированием. Не от мира к сознанию - от сознания в недра мира. Не изображение вещей - живописание идей. Сергей Ястржембский освоил технику фотографического создания своего мира. Его произведения основаны на чувственном восприятии мира. Непосредственность играет в ней большую роль, чем классическая традиция. Не столько архитектурность и геометрическая точность композиции, сколько глубокая внутренняя музыкальность отличает фотографии Сергея Ястржембского. Он вис трезубцем Скорпиона Венеция Сергея Ястржембского разрастается в целое государство. Это государство - республика. Республика купцов, торгующих чуть ли не со всем миром. Венеции много приходилось воевать, но уже в начале XV века один из ее правителей заявил: "Самым лучшим для нас будет мир, который позволит нам зарабатывать столько денег, чтобы все нас боялись". И все это передают произведения художника Сергея Ястржембского. Морские просторы открываются перед нашим взором. Венеция торгует с греками и турками, с Сирией и Багдадом, с Египтом, Индией и Аравией, с Северной Африкой и Северной Европой, постепенно сосредоточив в своих руках большую часть товарооборота между Востоком и Западом. Сама открытая для всех ветров, она не замыкается, как папский Рим, в скорлупу классической латинской культуры, не объявляет "варварами" все другие народы. Мусульманский Восток с его сказочной архитектурой прельщает ее пестротой и яркостью красок. Ей интересна утонченная, аристократическая культура дряхлеющей Византии, она не отворачивается, как Флоренция, от цветистой поздней готики Милана и соседней с ним Германии. Теперь он стих и черной вилкой В разноформатных вещах Сергея Ястржембского Венеция, с сетью своих каналов, своими розовыми утренними туманами, чудесными восходами и закатами, пронизывающими влажную, полную паров атмосферу, представляет бесконечную игру красок и света. Глаз зрителя воспринимает всю музыкальность этих впечатлений Сергея Ястржембского, и не просто любуется, а как бы призывает взяться за кисти, чтобы краски невольно ложились на холст в таком же, как у Сергея Ястржембского, порядке, воскрешая, как во сне Тарковского, блестящие дворцы Венеции, выстроенные на сваях, с храмом Святого Марка - блестящую театральную декорацию. Искусство является, прежде всего, формой переложения души в образы (знаки), которые запечатлеваются в метафизической бессмертной Божественной программе. Это и есть бессмертие души. Биологическое бессмертие невозможно и бессмысленно. Тело является, на мой взгляд, всего лишь компьютером, сошедшим с конвейера. Большинство людей так пустыми компьютерами и остаются, или загружаются сущей чепухой - каким-нибудь статусом на иерархической социальной лестнице. И лишь персонифицированные, вышедшие из социума, сидящие на облаке (над схваткой) единицы, загруженные Рафаэлем и Рембрандтом, к примеру, начинают сами создавать свою реальность, которая переходя в метафизическое пространство, занимает там почетное место между теми же бессмертными Рафаэлем и Рембрандтом. Но и эта высокая цель, предельно высоко поставленная планка не самоцель для художника, а лишь способ выхода к людям, установления контактов с окружающими, иначе зачем нужно свои мысли и чувства предавать холсту, объективировать, ведь это можно переварить в себе самом. Туда, голодные, противясь, Произведения Сергея Ястржембского, как живопись Высокого Ренессанса, раскрывают богатейшую красоту форм и роскошь сочных красок Венеции. Если формы, предпочитая не мускулы, а цветущее тело, иногда лишены анатомической правильности флорентийского искусства, то все же они всегда в прекрасных линиях возникают из омывающих их волн красок Сергея Ястржембского. Венецианская серия Сергея Ястржембского меньше заботится об изображении действий, выражающихся в движениях, чем о передаче прекрасного, застывшего в камне карнавального памятника вселенной. Впечатанные в социум люди не понимают божественности жизни, заняты социальной мишурой смертных идей соподчинения и пользы, выдвинутых смертными людьми. Идет жесткий отбор в вечность, если можно так сказать. Реальность бесследно исчезает с лица земли, искусство остается. Реальность часто представляется нереальной. Вдали за лодочной стоянкой На выставке в "Новом Манеже" 7 марта 2006 года вместе с произведениями Сергея Ястржембского были представлены работы Льва Мелихова и Валерия Сировского под общим названием "Венецианский триалог". Лев Мелихов непревзойденный мастер тоновой фотографии. Он избегает лобовых ходов в подаче Венеции, говоря, что если Венеция ассоциируется с гондолами, то у него на фотографиях их не будет. У Льва Мелихова есть снег в Венеции, есть вселенская поэтическая грусть. Недаром Лев Мелихов - учитель Сергея Ястржембского. Эти мастера являются живописцами и только живописцами, которые через объектив видят в цвете, в его бесконечных сочетаниях со светом и тенью основу живописи. Они отдают внутреннюю силу, заряд энергии, прежде всего, цвету и свету. И потому их колорит бурлит, каждый цвет приобретает на полотне звучание в перекличке с соседними цветами. «Наша улица» № 90 (5) май
2006 |
||
Copyright © писатель Юрий Кувалдин
2008 Охраняется законом РФ об авторском праве |
|||
|