Юрий Кувалдин "Маленький" рассказ

 


Юрий Кувалдин "Маленький" рассказ

 

Юрий Кувалдин родился 19 ноября 1946 года прямо в литературу в «Славянском базаре» рядом с первопечатником Иваном Федоровым. Написал десять томов художественных произведений, создал свое издательство «Книжный сад», основал свой ежемесячный литературный журнал «Наша улица», создал свою литературную школу, свою Литературу.

 

 

 

вернуться на главную страницу

 

Юрий Кувалдин

МАЛЕНЬКИЙ

рассказ

 

Художник, рисующий очень маленькие крестики на очень огромных холстах, лишился нескольких своих картин, потому что доверился американскому коллекционеру, маленькому человечку с длинным носом. А все началось с того, что Гера Ефремов, главный редактор тоненького журнала на скрепках, высоченный и худющий молодой человек, оповестил 1 сентября 1989 года, что из Америки приезжает знаменитый коллекционер, то есть Маленький. Дело было серьезное и Художник решил достойно, не ударив в грязь лицом, встретить Коллекционера (в дальнейшем - Маленького).
Итак, 1 сентября того года, решили встретить Маленького у Горловской, которая жила на Мархлевке и работала у Ефремова ответственным секретарем. Надо сказать, что квартира у Горловской была выдающаяся - бывшая коммуналка, которую удалось полностью выкупить, поскольку у Горловской муж работал в Цэкамоле. Длинный коридор, и направо и налево большие комнаты, а столовая - целый зал с красным роялем.
Ефремов сам поехал в аэропорт встречать Маленького, которого Художник еще не знал, как Маленького, то есть маленького роста, а полагал, что это представительный американец с животом во фраке, в черном цилиндре и с обязательной гаванской сигарой в зубах. Художник помогал Горловской по хозяйству: открывал бутылки, таскал вместе с Поэтом, Дипломатом, КГБешником, Певцом, Журналистом, Телевизионщиком блюда с закусками, стулья, сдвигал столы и до посинения курил на балконе.
- А ты помнишь, он в Манеже скандал устроил? - говорил один.
- А ты помнишь, его бульдозерами? - говорил другой.
- А, кстати, кто сжигал картины из его коллекции?
- Кажется, в крематории на Салтыковке. КГБешники свозили туда картины со всей Москвы, - со знанием дела сказал КГБешник.
Наконец приехал сам Маленький, оказавшийся маленьким евреем, поскольку, как уже сказано, все ожидали большого американца. Маленький не вошел, а вбежал в квартиру и побежал сквозь толпу встречавших прямо в конец, как будто знал, что там находится уборная, но в уборную он не вбежал, а повернув в сторону, ввалился в детскую, где уже спала дочка Горловской. Все начали ловить Маленького, чтобы показать ему столовую и его место, но Маленький вырывался, выскальзывал, как уж:
- Мне некогда! - говорил он на чистом русском языке.
“Эмигрант!” - мелькнуло в голове у Художника.
“Диссидент!” - мелькнуло в головах остальных.
На Маленьком были какие-то детские кроссовки, по всей видимости, мальчикового размера, дудочкой джинсы, потертые, синие (мечта фарцовщиков!) и из грубого полотна ковбойка цвета парусины. Маленький скакал туда-сюда, курил беспрерывно, хлопал каждого ладошкой и восклицал:
- Мне некогда, я бегу. В семь у меня встреча в ЦК, потом в МИДе.
Художник осмелился вымолвить:
- Я бы хотел показать свои работы?!
Маленький скользнул по нему мутными голубыми глазами, скользнул, как по витрине универмага, которая его не интересует, и бросил:
- Завтра в пять утра устроит на 4-й Тверской-Ямской?
- Устроит! - радостно воскликнул Художник.
Маленькому вынесли стопку водки и гриб на вилке; он торопливо съел сначала гриб, а потом выпил водку. Утерся запястьем, сунул сигарету в рот и подбежал к выходной двери. Ефремов убежал с ним, а все облегченно вздохнули и сели выпивать.
Утром Художник взял такси, погрузил четыре своих ударных холста и поехал к Маленькому. Тот уже выбегал из подъезда к машине, легковой, с прицепом. Художник едва успел пожать руку Маленькому, как шофер его машины перекинул картины Художника под брезент кузова. Маленький сел рядом с ним и они исчезли. Художник взглянул на часы: было 5 часов 02 минуты.
Художник зевнул, отпустил такси и поплелся на метро, потому что денег на обратную поездку не было.
От Маленького вестей в течение полугода не было. Художник звонил Ефремову, тот говорил, что Маленький в Америке. Через полгода Маленький просвистел по Москве за неделю. Художник успел с ним пересечься в Доме журналистов на полторы минуты.
- Как прошла выставка?
- Окей! - на бегу сказал Маленький. - Давайте еще работы!
- А те где?
- Они отобраны на аукцион в Мадрид!
- Куда подвозить новые работы? - спросил Художник.
- Мне некогда! - уже выбегая из ДЖ на улицу к машине, сказал Маленький, на одну секунду сосредоточился и бросил: - Завтра в 6-25 утра у входа в ЦДЛ!
И укатил куда-то. Художник удовлетворенно покачал головой, сочувствуя Маленькому. “Как же они там в Америке вкалывают! - поражался он. - Все по минутам расписано!” И не спеша пошел в бар выпить что-нибудь на червонец...
Через полгода Маленький сам позвонил, появившись в Москве:
- Вы куплены в Мадриде!
- А где деньги?
- Деньги я уплатил за таможенный сбор и за транспортировку ваших картин.
- Ах, да, - понимающе сказал Художник.
Маленький говорил:
- Завтра открываю выставку здесь. Нужны ваши работы!
- Сколько?
- Четыре штуки! - и повесил трубку.
Художник попытался выяснить, где будет выставка, но выяснить было не у кого. Маленький убежал. Художник на другой день узнал и повез картины в пыльный покосившийся особняк на Бульварном кольце, вход со двора. Маленького не было и никто не знал о выставке. Художник прождал часа три, читая “Вечерку”. Наконец, вздымая пыль, в плаще, ворвался Маленький, в руках у него была какая-то фанерка, как от посылочного ящика. Он бросил на ходу:
- Вот работа Н. Другие подвели.
Он положил фанерку на подоконник, взглянул на часы и сказал:
- Так, ладно. Вешайте работы. Сейчас что-нибудь придумаем.
И убежал.
Художник повесил свои работы на веревках в зале, больше походящем на прихожую квартиры в хрущобе, повесил и фанерку художника Н.: все синее и белилами профиль Гоголя.
Часа через четыре явился Маленький бросил в угол два каких-то канделябра-треуха и сказал:
- Скульптуру поставьте как-нибудь повиднее! - и убежал. Через полчаса прибежал, сказал, что больше никого из участников не будет и убежал. Художник позвонил приятелю, тот подвез несколько работ.
На другой день в зале набилось порядочно народу, телекамеры, блицы. Маленький тут перестал бегать. Маленький с видом Наполеона вышел вперед к микрофону и сказал:
- Недавно в Нью-Йорке прошла огромная выставка, организованная мною. Это современное искусство жертв тоталитарных режимов. Сегодня я показываю троих художников, которых угнетал советский режим...
Художник покраснел от такого поворота событий, но никто его покраснения не заметил.
Вечером, в новостях, в разделе культуры, по всем каналам шел материал: Маленький в кадре, крупно, за кадром голос диктора:
- Выдающийся коллекционер, искусствовед организовал в Москвы замечательную выставку... Долгие годы железный занавес не позволял...
Утром раздался в квартире Художника звонок, в 6 часов.
- Мой помощник уволился. Мне не с кем везти работы в Нью-Йорк. Не могли бы вы...
Художник воспарил к потолку. Через неделю он летел с Маленьким в Америку. Бесплатно. За Маленького платила авиакомпания. Художник думал, что увидит роскошные аппартаменты Маленького, но... От аэропорта едва хватило денег до самой дальней окраины Нью-Йорка. Остановились у какого-то покосившегося то ли контейнера, то ли барака. В тесной комнатке с проломленным полом валялись картины, какие-то узлы, книги, чемоданы. Художник опешил.
- Вы здесь живете?
- А что?
- М-да.
- Я жил на Пятой улице, но развелся. Она оказалась сволочью. Ладно... Побежали.
Побежали в его выставочный зал, больше похожий на овощной ларек с Коптевского рынка.
Художник опустил руки, но ничего не спрашивал. Денег не было. Взять было негде.
- Кому же вы продаете работы?
Маленький даже не ответил, только махнул рукой желтой машине. Поехали в центр. Небоскребы, как в ущелье, улицы. Остановились у какого-то офиса. Маленький сбегал, принес 500 долларов. Отстегнул сотню Художнику.
- И это все? - удивился Художник.
- Все, милый мой! Борьба с СССР закончена, и они закрыли финансирование.
Вернулись в Россию. 1992 год. Инфляция. Приватизация.
Художнику удалось своими силами продать пару холстов банку. Явился Маленький, сказал, что совсем. Жилья у него не было. Он спал в комнатке без окон в Бабушкине. Но по-прежнему бегал, не подпуская близко Художника. Потом попросил Художника свести его с руководством художественного комбината; на ходу, потому что спешил, под проект современной галереи взял 1000 долларов. Тут же отобрал несколько холстов у Художника и укатил на Берлинский аукцион.
Вернулся радостный, сунул Художнику копию с газеты, где воспроизводилась картина Художника. Он хотел что-то сказать, но Маленький убежал.
Года на два Маленький исчез. Появился снова как муж известной актрисы, с которой разошелся через месяц.
- Зачем ты ему даешь работы? - спросил Поэт, когда его случайно у ЦДЛ встретил Художник.
- Да пусть бегает по свету. Все же реклама.
Последний раз Маленького Художник видел 1 сентября 1997 года в подвальной конуре в Хлебном переулке, где ему дал возможность ночлега бывший художник, а ныне дворник.
Маленький все так же бежал, опаздывал, не унывал, просил работ для Римского и Амстердамского аукционов, готовил выставку в ЦДХ...
О прошлых делах - ни слова. Правда, сунул Художнику “Вечерний Брайтон”, в которой за подписью известного искусствоведа было написано о Художнике в самых возвышенных тонах. А ради этого стоило опять дать Маленькому несколько холстов. Пусть бегает.
Да, многие говорят, что так бегают сейчас агенты туристических фирм, говорят вам, что вы что-то уже выиграли, что вам осталось доплатить всего лишь 600 долларов и вы - в Париже!, или агенты, сбывающие оргтехнику, которые лезут к вам на улице с якобы бесплатными утюгами или телефонами, то есть и с бытовой и другой техникой, говорят - это вам бесплатно, а это - суют коробку вам в руки, за 100 долларов. Очень быстро, моментально, не давая продыха.
Так действует и Маленький. Это его стиль. Раньше в СССР так действовали цыгане на вокзалах. И вот теперь так действуют представители рыночной экономики. Не дать клиенту одуматься, штурмовать его, ошарашитьинформацией, сделать из каждого покупателя. Однако возникает странная нелогичность: продавцы это делают в целях личного благополучия. Маленький живет в норах, ничего не имеет. Что ведет по жизни Маленького? Непонятно Художнику. Слава? Известность?
А может быть, это подвижничество? Но подвижничество осуществляется за свой счет. Маленький же подвижничает за чужой счет. Ну и что? Какая разница.
Вот он идет на сцену дворца, зал аплодирует, никто его личную жизнь не знает, хотя почти что все что-то слышали о нем. Он останавливается перед микрофоном, постаревший, с сединой и начинает лекцию о тоталитаризме и судьбе художника, о...
Художник с сожалением вздыхает и переключает телевизор на другой канал.
Россия медленно запрягает. Это общеизвестно. Но мало известно то, что Россия непревзойденный мастер затяжных войн. Маленький выдохся. У него нет перспектив в затяжной войне победить. Но уехать в Люксембург или в Лихтенштейн он уже не может. Стар. А в России ему уже ловить нечего. Перестройка кончилась. И лохи перевелись.
Теперь Художник и сам, без посредников, выставляет свои холсты и здесь, и там.
Но это уже другой рассказ.
Круг деятельности Маленького сузился до точки. С прошлого года его уже никто не видел.

 

“Наша улица”, № 1-1999-(пилотный)

Юрий Кувалдин Собрание сочинений в 10 томах Издательство "Книжный сад", Москва, 2006, тираж 2000 экз. Том 4, стр. 326.


 
 
 
       
 

Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве