Юрий Кувалдин родился 19 ноября 1946 года
прямо в литературу в «Славянском базаре» рядом с первопечатником Иваном
Федоровым. Написал десять томов художественных произведений, создал
свое издательство «Книжный сад», основал свой ежемесячный литературный
журнал «Наша улица», создал свою литературную школу, свою Литературу.
вернуться
на главную страницу |
НЕ ИЗВЕСТНЫЙ СКУЛЬПТОР
рассказ
Есть скульптор Эрнст Неизвестный, при упоминании которого Иван Фурсов начинает мелко дрожать, вздымать кулаки к потолку своей мастерской от негодования. Иван Фурсов не просто не любит Эрнста Неизвестного, он его ненавидит, как может ненавидеть любитель Шишкина творчество Пикассо или Кандинского.
Ивану Фурсову шестьдесят пять лет; он народный художник СССР, автор более сотни никому не известных памятников: сталевару Гудкову, доярке Шмариной, шахтеру Стаханову, слесарю Ионову (герою соцтруда), летчику Нечушкину и др. Иван Фурсов непомерно толст, живот выпадает из-за пояса брюк, костюмы он шил прежде в ателье на заказ, потому что даже в “Богатыре” не мог подобрать себе подходящего, ибо был невысок, но очень широк. У него к тому же одна рука много короче другой, и вместо левой ноги - протез, но не на войне Иван Фурсов потерял ногу; он родился одноногим.
У Ивана Фурсова совершенно круглая физиономия с бордовым носом, с тройным подбородком и вислыми щеками; густые седые брови почти что скрывают маленькие глаза; лохматые жесткие волосы Иван Фурсов красит в паркетный цвет, лишь виски серебрятся сединой. Ходит он медленно, с одышкой, после каждого слова шумно выдыхает воздух и кажется, что он сейчас задохнется.
Его пятидесятиметровая мастерская размещается в зеленой школе; вся школа в свое время, за год до 100-летия В.И. Ленина, была передана Союзу Советских Художников специально для скульпторов, таких, как Иван Фурсов. К тому юбилею Иван Фурсов отлил из бронзы двадцать три головы вождя, вырубил из гранита одного в полный рост из трех частей: голова, торс, ноги. Иван Фурсов состоял в бюро КПСС, а также в профбюро, занимаясь жилищно-бытовыми вопросами. В то время он сумел купить пять квартир, так хорошо вознаграждался его труд, нужный, как он считал, советскому обществу. Иван Фурсов пять раз состоял в браке и пять раз с ним разводились жены и перевозили его на новую квартиру. Поживет он в новом кооперативе месяц-другой один и приводит женщину. Та рожает ему ребенка, потом ребенка оставляет себе, а Фурсова Ивана перевозит в новую кооперативную квартиру.
Иван Фурсов ходил по мастерским и давал всем скульпторам указания. Одному скажет: “Ты тут маненько руку подруби”, другому: “Сними ему маненько с горба” и т.д., но везде слышалось это его коронное словечко “маненько”. Сам у себя он рубил только для показу, а потом эксплуатировал студентов, поскольку Иван Фурсов был еще профессором. Молодые в его присутствии старались сдерживать улыбки, а когда Иван Фурсов выходил куда-нибудь, хохотали над его работами, восклицали: “Ну и дуб! Ну и мосховец!” Но сразу сникали, когда Иван Фурсов отстегивал им наличными.
Тут уж они, считавшие себя гениальными, приструнивались, не рассуждали о вреде вмешательства критики в процесс творчества молодых, потому что тоже, как и Иван Фурсов, любили счет денежкам, любили их и без счета, оставаясь при своем мнении, что творческие порывы таланта должны быть инстинктивными и бессознательными, потому что непосредственность таланта делает их творчество правдивым и наивным.
Конечно, Иван Фурсов отстаивал похожесть в искусстве, а другого искусства он просто не замечал, или реагировал на, допустим, кубистику Эрнста Неизвестного, дрожью во всем жирном теле и вздыманием кулаков к потолку.
Живет Иван Фурсов теперь один, в однокомнатной квартире девятиэтажного панельного дома рядом с литейным комбинатом. К девяти утра он идет в комбинат руководить литьем. За литье он берет небольшие деньги. Скульпторы обеднели. Скульптуру и прежде плохо покупали, а теперь и вовсе не покупают. Потом в середине дня едет в мастерскую. В мастерской он ставит чайник и нарезает колбасу на доске. Пьет чай и закусывает. Сидит смирно и смотрит на свои работы, забившие стеллажи и все свободное пространство: мускулистые сталевары и летчики, доярки и шахтеры...
В куче на широком топчане валяются пыльные каталоги общих и персональных выставок. И там фотографии, черно-белые и цветные, все тех же не известно на кого похожих мужиков и баб. В жизни таких нет, и в искусстве таких нет.
Раздается стук в дверь, и входит скульптор Бугорков, в комбинезоне на голое тело, бородатый, в шапке из газеты; ему на вид лет сорок, он худощав и подвижен, руки в мелу.
- Вань, пойдем, глянешь на моего Христа.
- Не гомонись, - спокойно, шумно выдохнув, говорит Иван Фурсов. - Попей чайку.
- Да я уж пил.
Но все равно Бугорков садится на топчан, берет чашку, наливает себе чаю и пьет без сахару, прихватывая руками колбасу.
- Как там в литейке? - спрашивает Бугорков.
- Нормально. Маненько, правда, печь барахлит.
- Мне коней надо отлить, - говорит Бугорков, бегая глазами по социалистическим фигурам мастерской и усмехаясь. - В Швейцарию отослать на конкурс.
Иван Фурсов сопит очень сильно и говорит:
- И чего они тебя везде таскают! Ты ж лепить-то не научилси! И рисунка у тебя нет!
Бугорков молчит на это, жует еще активнее предложенную колбасу.
- Ты, прямо, как этот... как Эрнст Неизвестный...- Иван Фурсов смеется, и все его толстое тело скачет в смехе.
- Его - знают, а тебя нет, - беззлобно говорит Бугорков.
- Знают, потому что у них - мафия! - преображаясь, с язвительной злобой выдыхает Иван Фурсов.
- Не без того, - мирно соглашается Бугорков. - Но, как бы тебе сказать... Они яркие, узнаваемые. А ты - как все... советские скульпторы... А вас - семьсот рыл в одной Москве!
- Молод еще указывать-то нам! - грозно говорит Иван Фурсов. - Мы голодали, из деревень пришли по зову Родины! А вы все американцам продались, сволочи!
- Ну, я, положим, не продавался...
- Еще бы мой ученик американцам Родину продавал!
Тут Иван Фурсов чувствует невольный подъем; в самом деле. Бугорков, ныне очень модный скульптор, был в свое время его учеником, в этой самой мастерской долбил бюсты Ильича для Ивана Фурсова.
- Вообще, Вань, твоя ошибка в том, что ты перепутал искусство с государственной службой. Ты долбал своих монстров по заказу таких же монстров. Вот и все. И нечего обижаться. Денег зато имел много. А творить нормально может только свободный человек. А кто свободнее всех? Тот, кто завоевал себе независимость, так как она всегда завоевывается непохожестью! А ты сразу хотел быть, как природа, копировал природу, а это, значит, ты был как все! А нужно поперек идти...
- Унитазы выставлять, как Гельман, в подвале?
- Зачем же так. Не надо унитазов. Вон Церетели Петра выставил...
Иван Фурсов сначала зеленеет, а потом белеет. Он вскидывает кулаки к потолку и кричит:
- Да это же издевательство над родным народом! Это же урод, а не Петр! Да это... да это...
- Не кипятись, Вань. Ты проиграл ему.
- Я?! Ему?!
- Ему. Вы были в равной ситуации. Сварганил бы ты Петра, поставил бы там, на стрелке, и ходил бы поплевывал себе...
- Да у Церетели все схвачено, он с правительством обнимается! - вопит Иван Фурсов.
- А тебе кто мешал с правительством снюхаться? А? Так что, Вань, талант - это осуществление. Не мечта: мол, я могу и то, и это. А - осуществление. Ты понимаешь меня. Не твой Петр над рекой стоит, запомни, а Церетели! И стоять будет всегда, потому что это гениальная работа. А вы все тля, тараканы МОСХа! - чуть повышает голос Бугорков.
- Это мы еще посмотрим, - говорит Иван Фурсов.
Они выходят в широкий полутемный, но сплошь заставленный гипсовыми бюстами Ленина, Пушкина, Маркса и других заказных товарищей, коридор и идут в конец его к мастерской Бугоркова. В открытую дверь туалета замечают Туркину, скульпторшу, моющую огурцы; сейчас начнет просить денег, поэтому они бегут.
В мастерской Бугоркова все так же заставлено, как и у Ивана Фурсова, но другим заставлено, другим. Здесь теснятся странные типы и искаженные фигуры, срезанные черепа и безглазые портреты на дорических колоннах... Но!
И реализм (похожесть на объект), и авангард, и модерн, и постмодерн, и стилизация, и черт в мешке, и всякие направления только тогда становятся искусством, когда они идут от искреннего чувства и веры в себя скульптора. В работах Бугоркова - был сам Бугорков, все дышало им, все его душой было наполнено. И каждый раз, входя в его мастерскую, Иван Фурсов это ощущал. И именно поэтому всегда восклицал:
- Искривлялся весь! Маненько бы пособраннее!
В центре мастерской стоит огромная глыба белого известняка, даже не стоит, а удлиненным конусом уходит, улетает к высокому потолку, взлетает фигура Христа, на белом камне бронзовая голова с провалами глаз, в терновом, из колючей проволоки, венке; с боков бронзовые кисти рук с очень длинными и тонкими пальцами; худые ноги, слабо напоминающие человеческие, это очень тонкие, хрупкие, узкие, вытянутые конечности какой-то птицы, которых и на Земле-то не существует.
- Не похож! - сразу говорит Иван Фурсов, напрягаясь, как будто он только что видел Христа там, где Туркина мыла огурцы.
Бугорков наливает ему своего чаю из прозрачного чайника, подставляет блюдо с зеленью, помидорами и огурцами. Сам берет головку чеснока, отделяет зубчик и кидает его в рот. Потом не спеша, прожевав, дыхнув на Ивана Фурсова запахом этого чеснока, говорит:
- Эх, Ваня. Ничего ты не понял в искусстве, потому что шел по волне! Не сближался тесно с природой идеи. А у работы обязательно должна быть идея. Своя. Чтобы поперек. Тогда идея предохранит тебя от всего. Надо идти по внутреннему течению, а не по волне. Тогда всегда будешь ближе к правде и к красоте!
Иван Фурсов тяжело дышит, отпивает из чашки, потом начинает с ненавистью клеймить Эрнста Неизвестного и Зураба Церетели.
“Наша улица”, № 1-1999-(пилотный)
Юрий Кувалдин Собрание сочинений в 10 томах Издательство "Книжный сад", Москва, 2006, тираж 2000 экз. Том 4, стр. 371. |
|
|