Юрий Кувалдин родился 19 ноября 1946 года
прямо в литературу в «Славянском базаре» рядом с первопечатником Иваном
Федоровым. Написал десять томов художественных произведений, создал
свое издательство «Книжный сад», основал свой ежемесячный литературный
журнал «Наша улица», создал свою литературную школу, свою Литературу.
вернуться
на главную страницу |
ВИНОВАТЫЙ
рассказ
Шел второй час ночи. Вагон электрички, идущей в Звенигород, был пуст. Гусев, позевывая в приятном опьянении после ресторана Дома композиторов, просматривал “Литературку”. Время от времени он отрывался от газеты, смотрел в темное окно и любовался падающим снегом, проплывающими мимо тусклыми огнями, заснеженными елями, силуэтами домов.
За спиной послышался шум раздвигаемых дверей, и Гусев оглянулся. В вагон вошел мальчик с поникшим тюльпаном в руке. Гусев сразу же вспомнил о подарке - серебряном колечке, - купленном с боем в комиссионке, и лежащем теперь в нагрудном кармане его пиджака, вспомнил про восьмое марта, которое будет завтра, вернее, уже сегодня, и опустил глаза в газету. Прочитав пару абзацев, Гусев взглянул на дверь, полагая, что сейчас должны войти родители мальчика или те, кто с ним едет. Но двери не открывались.
Мальчик сидел впереди через одну скамейку от Гусева, торжественно держал увядающий тюльпан перед грудью и во все глаза смотрел на Гусева. На мальчике было тесное, потертое пальтишко и вязаная шапочка, надвинутая до бровей, с дыркой на боку.
- Ты чей? - спросил Гусев.
Мальчик молчал.
Гусев помедлил. Его взгляд, обращенный на мальчика, настойчиво требовал ответа. Но мальчик не отвечал.
- Иди сюда.
Мальчик встал, виновато подошел к скамье Гусева, подумал и сел напротив, на самый краешек скамейки. Он был ни высокий, ни низкий, ни толстый, ни худой, ни веселый, ни скучный. Лицо у него было довольно приятное, но не из тех, на которых долго задерживается взгляд.
Слышался монотонный перестук колес.
- Куда ты едешь так поздно? - спросил Гусев, с шелестом складывая газету и убирая ее в карман дубленки.
Мальчик молча смотрел на него.
- Что ты молчишь?
Мальчик опустил глаза на тюльпан.
Перехватив этот взгляд, Гусев спросил:
- Где ты взял цветок?
- Купил, - тихо ответил тонким голоском мальчик.
- У тебя есть деньги?
- Нету.
- А где ты их взял на тюльпан?
- Дяденька один дал.
Гусев вздохнул.
- Куда ты едешь? - через минуту спросил он. Мальчик молчал и все крепче прижимал тюльпан к груди.
Как бы забыв о мальчике, Гусев подумал о том, что жена по его приезде будет ворчать. Наверняка она не спит, ждет его, волнуется. У Гусева были свои маленькие слабости. Он нередко засиживался с друзьями в каком-нибудь из ресторанов творческих домов. Это, разумеется, не назовешь поведением примерного семьянина и жена вправе была обижаться. Но когда они вместе появлялись в компании, Гусев был подчеркнутовнимателен к жене и всячески показывал, что гордится ею.
- И куда же ты едешь? - повторил через некоторое время свой вопрос Гусев.
Мальчик молчал.
- У тебя есть родители?
- Мамка умерла, - нехотя ответил мальчик и добавил равнодушно: - А папка пьет.
- Где ты выходишь? - спросил Гусев.
- Не знаю.
Электричка прибыла в Звенигород.
- Пойдешь со мной?
- Пойду. Спать где-то надо.
Сели в последний автобус, следовавший до санатория МВД. Вышли на центральной площади, где на невысоком постаменте стоял серебряный маленький Ленин с протянутой рукой. Гусев плохо знал дорогу до пансионата “Изобретатель”, где ждали его сейчас жена и сын Петя. Пока искали липу Чехова - ориентир, по которому Гусев всегда находил пансионат, - мальчик назвал свое имя: его, как и сына Гусева” звали Петром....
Жена при свете торшера сидела у телевизора, досматривала то ли “До и после полуночи”, то ли “Взгляд”, сын спал. На столе в хрустальной вазе стояли розы, источавшие приторный аромат.
Гусев сказал:
- Я не один.
Жена удивленно и с раздражением взглянула на него. В номер, замешкавшись, вошел чужой Петя и протянул тюльпан жене.
- Это вам, - сказал он.
- Кто это?! - воскликнула жена.
Неприятное беспокойство охватило ее. Гусев объяснил.
- Какой же ты грязный! - вновь воскликнула жена, осматривая мальчика. - А ну-ка, раздевайся и марш в ванную!
Она сдернула с него вязаную шапочку. Мальчик был стрижен наголо и вся голова его была в белых шрамах. Жена и Гусев испуганно переглянулись. Мальчик стал раздеваться. Все на нем было нечистое и дырявое. Но особенно уязвимым местом была обувь - истлевшие суконные ботинки с подвязанными веревками подошвами.
- Ой! - всплеснула руками жена. - Да откуда же ты такой!
Мальчик молчал.
Жена повела его мыться, а Гусев принялся за раскладушку. Вернулся чужой Петя в номер чистым, в сыновних новых трусах и майке. Жена приготовила ему ужин. Мальчик ел быстро и жадно, как звереныш.
Утром он сидел в кресле, приодетый в Петину-сына одежду, играл в электронную игру “Ну, погоди!”, отвечал на вопросы жены и поглядывал на цветной экран телевизора.
Петя-сын ревниво взирал на чужака и шепотом отчитывал отца:
- Зачем ты его привел!
Мальчик выглядел запуганным и раболепным и все больше и больше замыкался в себе. Повезли его на вокзал.
- Куда же ты поедешь? - спросила жена у него.
- Не знаю, - ответил мальчик. - Может, в Дмитров. Там у меня тетка. А к папке не поеду. Он, как напьется, так бьет меня по голове.
Мальчик вошел в электричку, сжимая в руке бумажку с московским телефоном Гусевых. Двери захлопнулись. Провожая влажными глазами электричку, жена сказала:
- Мне кажется, он сбежал из детдома. Подруга говорила, что в Дмитрове есть детдом... И никакой тетки там у него нет.
- Вся голова в шрамах, - мрачновато добавил Гусев, глядя на удаляющуюся электричку.
Жена взяла его под руку и глубоко вздохнула. Светило солнце и снег серебрился.
- Не сдавать же его было в милицию, - сказала жена.
- Конечно, - сказал Гусев, чувствуя себя до конца виноватым и перед женой, и перед чужим Петей, и перед сыном, и перед всеми, всеми, всеми...
В книге “Философия печали”, Москва, Издательское предприятие “Новелла”, 1990.
Юрий Кувалдин Собрание сочинений в 10 томах Издательство "Книжный сад", Москва, 2006, тираж 2000 экз. Том 2, стр. 422. |
|
|