Ваграм
Кеворков
ИЗ-ЗА
НОСА
рассказ
Зина была
идеальной конструкцией: сложение и женственные формы ее великолепны и
соблазнительны. Руки, ноги, тонкая талия и крутые крепкие бедра, круглые груди
торчком - все манило, притягивало, все было так хорошо, что лучше уже
невозможно. Одно мешало стать ей очаровательной женщиной: длинный горбатый нос.
За эту портящую ее часть лица Зину прозвали Гоголем. И когда надо было вторую
скрипку в квартет, говорили не "Возьмем Зину!", а - "Возьмем
Гоголя!". На пляже мужчины, глядя на нее сзади, пожирали глазами, но,
увидев нос, не решались знакомиться, а шутники норовили сфотографировать ее в
профиль.
Зина
давно поняла, что из-за носа замуж не выйдет, что мужской интерес к ней - на
время. Но и на время - не всякий мужчина решался ходить с ней днем по
набережной или гулять в каком-либо другом людном месте.
А с
альтистом она и сама не хотела "засвечиваться": много ниже нее, лысоват, рябоват, и бельмо на правом глазу. Поэтому ходил он
к ней ночью, по секрету от всех. Его комнатка была на первом этаже, Зинина на
третьем, и он тихо-тихо, стараясь не скрипеть ступеньками, поднимался
деревянной лестницей с этажа на этаж, осторожно поворачиваясь на площадках. А
спускаясь от нее, спрашивал шепотом: "Придти еще?" И Зина-Гоголь
махала ему: "Нет! Нет! Не надо!"
А к
подружке Зининой Лене никто не ходил. Лена была худощава,
играла на флейте, и за худобу ее и саму прозвали Флейтой, и ее огромные голубые
глаза грустно глядели на роскошные белые чаши магнолий, синюю россыпь цветущих
лиан-глициний, на пронзающие закат кипарисы, и даже море, такое переменчивое и
разное, казалось ей грустным... Комнатка ее была рядом с Зининой, -
крохотная, - и окошко ее выходило не как у Зины - на огромную общую веранду,
откуда видно и гору на другой стороне ущелья, и даже кусочек моря слева, - а в
слепой коридор.
После
репетиции она с Зиной ходила на пляж, и там, бывало, мужчины сразу задыхались
от небесной голубизны ее глаз и миловидного личика в обрамлении светлых
локонов, но, тут же упершись взглядом в ее худобу, отворачивались смущенно. И
Лена поняла, что замужество ей не светит, да и вообще...
И когда
за ней вдруг начал ухаживать тенор из Мариинки, она растерялась и не поверила.
Их репетиции - ялтинского оркестра с вокалистами Мариинского театра - шли
каждый день, это были оперы в концертном исполнении, и тенор пел Ленского,
Альфреда, Фауста... Через неделю к репетициям добавились концерты, на пляж
теперь удавалось заглянуть в середине дня накоротке, а после надо было спешить
домой, чтобы поесть и успеть к спектаклю; всем было некогда; но тенор провожал
ее после работы, - и терпкой смолой пахли сосны и кипарисы, крупные звезды
алмазами сверкали с небес, и пряно звенели цикады, и воздух пьянил ароматом
роз, табаков и магнолий, и у Лены сладко и незнакомо кружилась голова от
поцелуев... Однажды он даже зашел к ней в комнатку - был поражен скудностью
помещения и обстановки (кровать, впритык стол и стул рядом), - и, побыв
минутку, вышел в смятении. И Лена подумала: "Это все!" На другой день
на концерте, когда он как-то по особенному -
вдохновенно - пел Ленского, она едва не разревелась после рокового выстрела, и
с трудом дула в свою вдруг надоевшую флейту.
За две
недели совместной работы музыканты и певцы немного привыкли друг к другу, получше познакомились, нередко вместе ходили на пляж, и
гуляли после концерта. И всем не давало покоя: неужели у тенора с Леной
серьезно? А Зина-Гоголь и альтист, глядя на них, пошептались ночью и перестали
скрывать свои отношения, и тут уж все вконец озаботились: неужто две свадьбы?
На
обсуждении спектакля-концерта "Князь Игорь" директор театра
решительно восстал против: "Половцы были враги
русского народа, и нечего на них музыку играть!" Его пытались разубедить,
но он уперся, и дал телеграммы с протестом в ЦК и Министерство культуры. Оттуда
прислали комиссию - с тем, чтоб прослушала все концертные оперы. Послушали, сперва "Князя Игоря", потом остальное: оркестр
играл ровно, звучание его не забивало солистов, голоса все были прекрасные - и
"народный" баритон, и "народная" сопрано, и тенор, и
особенно бас, только что отхвативший Сталинскую премию за Мефистофеля.
Эта
премия не давала покоя первому гобою - редкостному музыканту и пьянице. И все чаще они с басом оказывались вместе на пляже,
и Зина с Леной видели, как тощий, сморщенный, маленький гобоист, макнувшись,
терпеливо ждал бывшего моряка - тот плавал далеко и возвращался не скоро. Потом
крючок-гобоист и крупный, вальяжный бас заходили в "Массандру"
пропустить стаканчик "Муската", расходились - гобой домой, бас в
гостиницу, а после концерта фланировали по набережной, и вновь пропускали
стаканчики. Угощал гобоист, баса это устраивало, и он не ожидал подвоха, когда
- в день последнего спектакля и окончания гастролей - тот пригласил его после
репетиции в ресторан: в честь своей музыкантской получки и на прощанье. Решили посидеть чуть-чуть, самую малость: один графинчик
рабоче-крестьянской и по порции рыбного заливного. Но графинчик как-то
незаметно запотел и разбух, к заливному добавилась семушка, потом котлеты
по-киевски, потом лангетики, потом какое-то "фри", а гобоист все заказывал
и заказывал, несмотря на беспокойство приятеля: "Хватит ли денег?"
"Как не хватит! Денег-то у тебя курам не расклевать, премия-то в
кармане!" "Какая премия, о чем ты, я ее еще в Ленинграде
пропил!" "Как пропил?!" "А так! Как все пропивают!"
"Как пропил?! - все не мог взять в толк гобоист. - Все сто тысяч?!"
"Ну и пропил - что ж тут особенного?!" "Так у тебя что - платить
нечем?!" "Конечно, нечем, смотри вот!" - и бас вывернул пустые
карманы.
Все планы
гобоиста кутнуть за чужой счет вдруг лопнули, он страшно расстроился,
рассердился, и ему внезапно почудилось, что перед ним Мефистофель - с горящими
глазами, рогами, - и он, грозя ему пальцем, сказал зло: "Врешь, братец!
Давай, плати!" После чего Мефистофель расплылся вдруг и исчез, а раздваивающийся
официант выгреб из кошелька всю получку и с руки снял часы. Гобоист, заплакав
от обиды, что кошелек стал пустой, а часы не тикают больше, поплелся в театр.
Там уже вовсю разыгрывались музыканты, дудя и пиликая,
"Флейта" пускала рулады, тенор пробовал: "Вот мельница! Она уж
развалилась!.." А бас, размахивая руками, вопрошал грозно: "Какой я
мельник?!" "Вот сволочь!" - подумал гобоист и, плохо соображая
от шума, расчехлил инструмент, с трудом собрал его, дунул в трость, и пошел,
было, на сцену, но второй гобой закричал о каком-то костюме, одел
на него черный пиджак, и тут что-то в сознании прояснилось. Он зашел в
туалет, плеснул на себя водой, и вышел на сцену вместе со всеми, сел на свой
стул и вспомнил, что у него нету денег, а жена
спросит! Стало ярко и жарко, где-то далеко взмахнул дирижер, и все зазвучало!..
Проснувшись, он возмутился тем, что второй гобой рядом почему-то стал играть
его партию, обозлился, дунул в трость, но увидел, что дирижер показывает ему
палец, прижатый к губам, и стал смотреть на тенора и баса. Тенор почему-то
молчал, а бас махал руками, кричал: "Какой я мельник?! Я ворон!
Ворон!" И тут, вспомнив его подлость и мгновенно возненавидев его,
лишившего денег, - всей получки! - встал и зло крикнул в паузе: "Какой ты
ворон?! Ты говно!"
Баса
перекосило, тенор выпучился, дирижер стал кричать: "Тсс!"
- и махать на гобоя, а в зале забулькали и раскатились хохотом первые ряды, от
них волна хохота побежала по залу и добежала до последних рядов, там взорвалась
восторженным "Хо-хо-хо! Ха-ха-ха! Хи-хи-хи!",
и вернулась назад; заржала комиссия, цунами хохота залило сцену, тенор и бас
подыхали на полусогнутых, дирижер из-за этого не знал, откуда начать - как
продолжить, музыканты резвились, и даже Лена, сидевшая рядом с пьяным первым
гобоем - абсолютно невозмутимым, - смеялась, закатывалась, забыв на минуту о
завтрашнем расставании... А перед Леной - ближе к дирижеру - закатывался
альтист, а перед ним - Зина...
В
конце концов, гобоиста вывели вон, оркестр, всхлипывая и постанывая,
приготовился, дирижер начал - взмахнул палочкой, и все заиграли, бас запел, но,
дойдя до "Какой я мельник?! Я ворон! Ворон!", опять
"поплыл", и зал снова ржал в голос, и дали "антракт". Потом
все-таки довершили спектакль.
Комиссия
на всякий случай села писать "телегу". Гобоиста отвезли в
вытрезвитель и на следующий день уволили.
Опера
улетела в Питер. Оркестр отправили в отпуск.
Лена
тосковала с неделю, потом, чтоб развеяться, собралась к маме - в деревню под
Курском, но вдруг принесли телеграмму: тенор звал замуж! Коленки у нее
подогнулись, затряслись руки, голова закружилась, - она заплакала от счастья и
ужаса: а вдруг не сложится? И Зине-Гоголю пришлось отпаивать ее валерьянкой, и
потом пойти вместе с ней, дрожащей в нервном ознобе, в филармонию - писать
заявление об уходе, и через две недели ежедневных телефонных переговоров с
тенором и сладостных слез после, она улетела к нему, плохо соображая: на самом
деле это все так, не сон ли?..
А альтист
с бельмом, ничего не сказав Зине, потихонечку перевелся в Харьков, и там
женился. И говорил всем, что уехал из Ялты, чтоб не остаться с носом. И Зина,
потрясенная его предательством и подлостью, стала подолгу стоять у окна своей
комнаты и смотреть на затяжные дожди, на гору напротив
в клокастом тумане, а моря и вовсе не было видно. А она все смотрела, смотрела,
будто пытаясь разглядеть: что же там, впереди, ждет ее. И ее крупные серые
глаза наливались слезами. И теперь она сама пила валерьянку и успокоительные
таблетки, и однажды, долго посмотрев на свой профиль в зеркало, выпила их целую
пригоршню.
На
похоронах все возмущались альтистом, а какой-то шутник, раздобыв ее фотографию
в профиль, увеличил, и, взяв в рамку, повесил на дом в начале улицы Гоголя. И
отдыхающие, спеша на пляж, взглядывали мельком на "автора"
"Мертвых душ" и качали головой: "Ну и нос!" А окончательно
спившийся первый гобой стал приходить сюда с фляжкой и, налив в крышечку,
чокаться с Зиной и, всхлипнув, говорить: "Будь здоров!" А замужняя
Флейта, узнав о кончине, долго плакала и подозрительно смотрела в зеркало на
свою худобу.
Литературный альманах Юрия Кувалдина "Ре-цепт",
Издательство "Книжный сад", Москва, 2008, 52 авторских листа, 832
стр., переплет 7цб, оформление художника Александра Трифонова, тираж 1.000
экз., стр. 236.