Юрий
Кувалдин
ВИНО
ЛЮБВИ
рассказ
В
коммунальной квартире большого кирпичного дома на Проспекте мира, недалеко от
метро "Щербаковская", на втором этаже живет Зубанов Николай
Витальевич. Тощий, небольшого росточка, жилистый и... вечно поддатый. На
работе, в своем НИИ, где он заведует сектором, и дома он все время соображает.
Стоит обратить внимание на угол его довольно просторной комнаты, где накрытая
шелковистым кроватным покрывалом с каждым днем все выше растет гора бутылок.
Итак, что
же все-таки происходит в жизни кандидата наук Зубанова?
"Зубанов
в нетрезвом состоянии привел в квартиру, где живет пять семей, неизвестную
нетрезвую женщину. Он хотел ее оставить одну в своей комнате и уйти. Когда мы
стали протестовать, он оскорблял нас, ругался матом, сказал, что он кандидат
наук и что ему все дозволено. Поэтому - мы просим..."
Женщину,
которую Зубанов привел к себе в комнату, жильцы дома знают уже лет десять. Это
Лиза Срыбник, дворник. Как только Зубанов лет шесть тому назад приехал в этот
дом, так начались разговоры о том, что в подвале дворников существует притон.
Там живет преступная женщина-дворник. Она вечно пьяна. В подвале пьют,
скандалят, убивают. На пожарной лестнице недавно повесился какой-то мужчина. Ее
рук дело! И не повесился он, а его повесили. В общем, не баба, а черт. Так Зубанову
рассказали соседи.
Зубанов
познакомился с ней через месяц и совершенно случайно: нужно было срочно выпить
с ребятами, сообразили на троих, а к себе в комнату их тащить не хотелось. И
она вдруг повстречалась перед подъездом, сама пригласила их в подвал. Зубанов
увидел молодую полноватую женщину, с хищным разлетом бровей и зелеными глазами.
Это было так разительно, что Зубанов уже заинтересовался по-настоящему, и
отсюда началось его грехопадение: он спускался в подвал к
"зеленоглазой" чуть ли не ежедневно.
Он так
ласкал и мял ее, так наслаждался, что после за столом, залитом вином, напевал:
Проходят
дни и годы
И бегут
века,
Уходят и
народы,
И нравы
их и моды,
Но
неизменно вечно
Лишь одно
любви вино.
Пускай
проходят века,
Но власть
любви велика -
Она
сердца нам пьянит,
Она, как
море, бурлит.
Любви
волшебной вино
На
радость людям дано.
Огнем
пылает в крови
Вино
любви...
А
зеленоглазая щурилась хищно и сжимала папироску накрашеными губами.
И вправду
подвал был тот еще! Жутковатый и своей нищетой, и плесенью, и зимним холодом.
Все текло и сочилось. Не было даже отопления. В углу стоят метлы и лопаты. Как
можно жить зимой здесь - Зубанов так и до сих пор не понимает. Пьют здесь не
больше, чем везде в подвалах, то есть все-таки порядочно. Заходят сюда тоже
многие, либо товарищи ее сожителя (или мужа, как хотите, Зубанов что-то вконец
запутался в этих различиях), либо подруги самой Лизы Срыбник (подруг у нее
достаточно), либо друзья и подруги ее соседа. Зубанов только жилец второго
этажа, который однажды счел себя вправе спуститься в подвал. Все это и было
оскорблением всей квартиры №66. Несмываемым! Подвал имеет две комнаты, одна
комната была на замке. Потом Зубанову как-то раз удалось заглянуть туда. Он
уверяет, в то время это была еще настоящая квартира среднего служащего - стоял
шифоньер, был дешевенький фарфор, тахта, ковер, еще что-то такое. Так вот,
когда Зубанов зашел впервые, эта комната была замкнута, в нее Срыбник не
пускали. В ней числился какой-то завскладом. Но он спускался сюда раза два в год.
А потом вдруг замок исчез и комната опустела. Владелец сбежал, фарфор исчез,
ковер содрали - пришла жена и все унесла. Но бежать-то завскладом сбежал, а
друзья-то его остались. У таких людей друзей сколько угодно - друзей на
выпивку, на девочку, на преферанс, на развеселую ночку - всего этого Зубанов не
застал и никогда не видел.
Но вот с
дружками этого исчезнувшего жильца Зубанову вдруг пришлось столкнуться, и очень
больно. Вот как это вышло. Из Симферополя к Зубанову приехал знакомый, и они
решили выпить с ним у Срыбник - для разговора, к сожалению, с некоторых пор
квартира Зубанова малоудобна. О том, что Зубанов со знакомым увидели, следовало
бы, по всей вероятности, описать словами милицейского протокола. Комната
оказалась залитой кровью. На кровати лежала женщина, зажимая лицо платком,
платок был в крови. Лицо женщины было разбито. При входе приятелей в комнату
она вскочила с кровати и истерически крикнула: "В той комнате играют в
карты - меня убивают, спрячь меня, пожалуйста!" Зубанов увел женщину к себе
в квартиру. По дороге она объяснила Зубанову, что ее избили друзья бывшего
жильца.
Сказала,
что жилец где-то скрывается, а друзья его ходят и требуют комнату на ночь,
стол, чтобы резаться в карты, постель для девочек, а главное, чтобы не было
посторонних! - так она рассказала Зубанову.
Верно,
Срыбник выполняла эти требования очень долго. Но вот в этот день она почему-то
откaзалась. Опять-таки почему - Зубанов не знает. И благородных мотивов у нее
предполагать Зубанов не вправе. Но разбушевавшаяся кодла решила ее проучить.
"Ах, не пустишь, стерва!.." Били на кровати, свалили на пол и били
там, саданули стамеской, резанули ножом. В общем, когда Зубанов и товарищ
привели Срыбник к нему, кровь капала с нее, как вода из крана на коммунальной
кухне.
Зубанов в
первую минуту просто растерялся, они стояли с товарищем и смотрели, как женщина
лежит на диване и хлюпает, а кровь у нее льется из брови. Потом Зубанов сказал
товарищу: "Ну вот что! Ты побудь с ней, а я сбегаю за угол в аптеку, чтобы
остановить кровь". Но когда Зубанов отворил дверь в коридор, то увидел
перед своей комнатой толпу женщин. Собрались все, кто был: повариха, жена
токаря с завода "Калибр", уборщица из гастронома, ее десятилетняя
дочка, жена кровельщика. Зубанов привел в их квартиру женщину из подвала.
Шлюху! Зачем? Как он смел?
- Но ее
же убьют, - сказал Зубанов.
- Ну и
пусть убивают, - ответили ему, - туда ей и дорога.
- Но я
так не думаю, - сказал Зубанов.
- Ах, не
думаешь, - завизжала женщина.
И в этот
самый момент пожаловала милиция. Успели вызвать! Зубанов ко многому привык и
многое узнал, живя здесь. Он узнал, что такое общая квартира.
Когда
милиционеры увидели в комнате двух "совершенно трезвых растерянных",
по мнению Зубанова, мужчин и хлюпающую, как говорят, кровью умывающуюся
женщину, то они не заинтересовались ни избитой и порезанной, ни тем, кто ее
резал, бил и истязал, ни заявлением ее о том, что в подвале режутся в карты и
на полу валяется кухонный нож, а совсем другим: жилец привел неизвестную, а сам
собирается куда-то уходить. Объяснить Зубанов ничего не мог - не слушали.
Разговор милиция начала в таком тоне:
- Что?
Бьют? Да тебя давно убить надо.
-
Убивают? Ну что ж? Похороним!
- В карты
играют? Ладно, ладно, сама приваживала, а теперь плачешь.
-
Кухонный здоровый нож? Да на тебя и топора мало.
В таком
тоне и велся весь разговор. Тон благодушных подвыпивших парней,
"заводящих" пьяного; разговор голодного с сытым, врача с сумасшедшим
из "Палаты номер шесть". Ох, эта непробиваемая броня служителей
социалистической законности. Эта смешливость, которая вдруг нападает на
работников милиции, когда их просят о помощи. Сколько Зубанов ее видел и
слышал! Сунуться опасно, говорить не о чем, вот начинают смеяться. А потом еще
эпатация: обалделый обыватель отваливается сразу. Он уже ничего понять не
может.
Зубанов:
"Убивают же!"
Старший
уполномоченный: "Ну и пусть - плакать не будем, у нас с ней столько
хлопот".
Женщина
(визгливо): "Он ее все время таскает в нашу квартиру. То супом накормит,
то притащит конфетами оделять, а сколько вещей он ей передавал. Режут, да все
не зарежут, небось свой законный муж режет, это - дело семейное".
Другой
милиционер: "У ней столько мужей, так если за каждым бегать..."
Общий
вопль: "И пусть убивают, и пусть убивают".
Оперуполномоченный
(нравоучительно): "А вы вот скандалите, а еще ученый!"
Зубанов:
"Товарищ начальник, да что вы слушаете этих шкур, да разберитесь, что
здесь происходит. Это же шкуры, понимаете, шкуры".
Старший:
"Стоп! Это почему вы так выражаетесь?"
Зубанов:
"Потому что, кроме своей шкуры, их ничего не интересует: режут - пусть
зарежут, убивают - пусть добьют. А подвал и второй этаж не встречаются".
Старший
(обращаясь к жилице): "Он вас назвал шкурой, мы это слышали. Пишите
заявление! Вот я вам скажу, с чего надо начать: "Проживающий в нашей
квартире гр. Зубанов в нетрезвом виде..."
Зубанов:
"Это я-то нетрезвый?"
Старший:
"Молчи, пока не спросят! "...В нетрезвом виде привел
неизвестную..."
Зубанов:
"Да какая же она неизвестная, когда..."
Неизвестная:
"Товарищ милиционер, я в этом доме десять лет живу. Меня все знают, и они
знают, и вы знаете".
Милиционер:
"Молчи, Срыбник, я не с тобой... "...в нетрезвом виде привел
неизвестную женщину и хотел уходить".
Зубанов:
"Я шел в аптеку за бинтами и йодом".
Старший:
"Молчи, Зубанов, до тебя еще не дошло. Так вот, значит, нетрезвый привел
неизвестную. Хотел уйти неизвестно куда, оставить неизвестную одну".
Помолчали.
Товарищ
Зубанова Баркасов (он до сих пор стоял и молчал): "То есть позвольте, а я?
Меня вы что же, за человека не считаете? Он мне специально сказал: побудь с
ней".
Старший:
"Что он вам сказал - нам неизвестно, и кто вы такой - нам тоже
неизвестно".
Баркасов:
"Так вот мои документы".
Старший:
"Мы у вас их требовать не имеем права. Вы тоже неизвестный. И вообще
уходите. Вы здесь ни при чем. Так, значит, ясно, товарищи жильцы, оставил
неизвестную, уходил неизвестно куда и зачем, а когда вы стали возражать,
обозвал вас нецензурно. Нетрезвый".
Второй
милиционер (подсказывает): "И милицию тоже".
Старший:
"Да-да, и милицию, конечно, тоже. Вот так! Чтоб через полчаса бумага была.
Пошли, Зубанов. Пошли, пошли, Срыбник. А вы, товарищ, куда? Нам вы не
нужны" (это уже на улице.)
Зубанов:
"Но он мне нужен, он же свидетель".
Старший:
"Свидетелей вам не полагается. А ты, Срыбник, убирайся, убирайся. И если я
тебя еще увижу здесь..."
Зубанов:
"Но загляните хотя бы на минуту в подвал, там ведь весь пол в крови".
Старший:
"Ты, Зубанов, задержанный и не учи милицию. А ты, Срыбник, поварачивайся
быстрее, если не хочешь неприятностей. Знаешь, что бывает за сопротивление
властям? Да и вы бы, товарищ, тоже шли".
Но
товарищ пошел с Зубановым в милицию. Начальник - тов. Одноглазов. Зубанову
пришлось ждать его порядком, без него, оказывается, никто ни в чем разобраться
не может. Много народу. То, что Зубанов заступился за Лизу Срыбник, вызывает
неудержимое веселье у окружающих. В словах и выражениях здесь не стесняются.
Смешон сам факт: резали? Кого? Резали? За что? Резали? Который раз? Само слово
"резали" - один из самых страшных глаголов в мире - здесь, кроме
смеха, ничего не вызывает. Приходит и участковый Большов. И Зубанова, и
Срыбник, и отношение Зубанова к семье Срыбник он знает и понимает сразу все,
что здесь происходит. Весь дом его уважает. Это серьезный, молчаливый, строгий,
справедливый человек. Но как сказать что-то свое, противоречащее общему мнению?
И вот он тоже говорит о лишении Срыбник прописки и о том, что совсем тебе,
Зубанов, не нужно бы туда ходить. Ты же научный работник, и лет тебе много.
Большов - человек изумительной хладнокровной храбрости и выдержки. О нем писали
в газете. Но тут храбростью не возьмешь. Он понимает это и уходит. Зубанову
предлагают написать объяснение. Зубанов садится и пишет. Почерк у него и
вообще, скромно сказать, очень неважный. А тут еще и волнуется, и с точки
зрения канцелярской его каракули действительно стоят немногого. Кроме того, и
сам Зубанов весь дрожит и с трудом справляется с дурнотой. Она напала на него
еще в подвале. Дежурный берет его объяснения, смотрит и говорит с
удовлетворением:
- Вот, а
еще утверждаете, что не пьяный. Ты посмотри-ка, что он накорябал...
Зубанов
ответил - уж такой у меня почерк. Кто-то, кто Зубанова знает, подтверждает: да
он всегда пишет так.
- А еще
ученый (прячет бумагу). Напишите вторично.
Значит,
хочет поймать на противоречиях.
Зубанов
пишет вторично. Получается почти то же самое. Рука дрожит все больше и больше.
Но Зубанов старается изложить все ясно и четко. Женщина была изранена, в крови.
На полу, когда он вошел, валялся большой нож. Зубанов с товарищем привели
женщину к нему в комнату. Зубанов оставил ее с товарищем и пошел в аптеку.
Здесь на него и накинулась эта соседская, вопящая прорва. (Конечно, Зубанов
слова "прорва" не пишет.) Ни оскорблений, ни ругани не было. И
нетрезвым Зубанов тоже не был.
Подает
объяснение и говорит: "Теперь просьба - подвергните меня медицинской
экспертизе. Пусть будет акт об опьянении".
Баркасов:
"И у меня просьба: я был при всем этом и полностью все подтверждаю. Я сам
видел: кровь, израненную женщину, как Зубанов был взволнован, как он хотел
бежать в аптеку. Снимите, пожалуйста, с меня показания".
Дежурный:
"Обойдемся и без ваших показаний. И акта не будет. Вот придет
начальник..."
Но
начальника все нет. И только одного Зубанову удается добиться: на одном из его
объяснений товарищ ставит и свою подпись. А на другом пишет: "Полностью
подтверждаю", - и подписывает свой точный адрес. В эту минуту приходит
начальник. Зубанов и вправду и до сих пор считает его порядочным человеком и
хорошим работником: скромный, тихий, спокойный капитан в милицейской форме. У
него мягкие манеры и усталое лицо. Дело его не особенно заинтересовало. Срыбник
он знает хорошо. А Зубанова вспоминает по другому случаю и говорит: "А
ведь Анчушкин тогда о вас замечательно отозвался". Об Анчушкине говорить
нечего, вечно рубли стреляет без отдачи. Затем капитан читает его объяснение.
- А где
Баркасов? - спрашивает он, оглядываясь.
Зубанов
говорит, что он только что ушел, ему предложили подождать на улице.
- Пойду
поговорю с ним (капитан Одноглазов качает головой). Да, эта самая Срыбник...
Беда!
Уходит.
Возвращается минут через десять, вздыхает.
- Ну что
ж, идите домой, товарищ Зубанов. Вот только мне надо будет вас завтра увидеть.
Подпишитесь, пожалуйста, на этой повестке.
Зубанов
подписывается.
Зубанов с
Баркасовым уходят.
На другой
день в десять часов приходит Баркасов.
- Ну что,
старик, ты готов? Пойдем, - говорит он. - Просили пораньше.
Они
заходят в милицию. Поднимаются наверх. Кабинет начальника заперт. Где же он?
Никто не знает. "Справьтесь в дежурной части", - советует уборщица.
Приятели спускаются в подвал. За барьером сидит дежурный и что-то пишет. На
скамейках, позевывая, переговариваясь, сидят несколько милиционеров. Видно, что
смена только что закончилась. Зубанов спрашивает о начальнике. Дежурный
поднимает на Зубанова глаза: "А что?" Зубанов говорит, что, и сразу
все меняется: смех и гогот - все то, что Зубанов уже слышал вчера. Произошло
что-то очень смешное. Рыжий, что ли, в парике ввалился в дежурку, пьяного ли за
руки и за ноги притащили и бросили:
- Пришел?
Пришел! Ну теперь садись жди - скоро поедем!
- Да мне
ждать-то долго нельзя, - объясняет Зубанов. - Мне еще в институт надо. Если
начальник занят, так я, может быть, потом зайду.
Опять
смеются. Дежурный говорит:
- Да нет,
зачем позже? Позже ты уж не зайдешь... Позже мы тебя сами в хорошее место
свезем. На машине! Видишь, какой почет тебе, Зубанов!
И опять
что-то пишет.
Зубанов
смотрит на товарища.
Потом
подходит милиционер, заглядывает Зубанову в лицо.
- Ну как?
- спрашивает он.
- Ничего,
- отвечает Зубанов.
- Ну
вставай. Поедем.
В руках
его папкa. До Зубанова еще не все доходит.
- Куда
поедем-то?
- В суд.
Закон от девятнадцатого декабря. Хулиганство, штраф десятка, - объясняет
розоврощекий, по виду деревнский, милиционер.
Тут
наконец сознание возвращается к Зубанову полностью, и он встает. Хорошенькое
дело, объясняйся с судьей, потом административная комиссия, потом бумажка в
НИИ, потом разговор в отделе, рассказывай всюду и везде об одном и том же. Да и
кто поверит во все это?!
И вот
суд.
Большая
комната - зал судебных заседаний. В нем все, как полагается, - возвышение,
гербы, стол, судейские кресла, скамьи подсудимых, лавки. Они сидят на этих
лавках и ждут. Они - это несколько милиционеров, тройка или четверо
сочувствующих и глазеющих и примерно с десяток очень помятых, растерянных
личностей в жеваных костюмах. Их привезли прямо из отделения, а ночь на полу или
на скамейке и лорда во фраке превратит в чучело, в особенности если соседство
попадется подходящее. Привели Зубанова двое милиционеров. Один из них вышел с
делом Зубанова и через минуту возвратился сияющий. Он ходил к кому-то на доклад
и показывал бумаги Зубанова.
-
Зубанов, - кричит он мне радостно. - Судью Ядову знаешь? Ну, пятнадцать суток
обеспечено.
"Да,
- соображает Зубанов, - если Ядова, тогда все возможно". Эту даму он знает
хорошо. Это воистину тот судья, который сомнений не имеет. Гражданин у нее
всегда виноват. Любое учреждение для нее - государство, советская власть.
Доказательства всех этих истин не существует.
Они сидят
друг другу в затылок. Дверь открывается и закрывается. Следующего, следующего,
следующего!.. Человек вылетает с 10 - 15 сутками через каждые три минуты.
Подошла и
очередь Зубанова. Входит в комнату: нет, не Ядова, это какая-то другая дама.
Значит, Ядова сосчитывается с Зубановым через нее. Женщина говорит по телефону.
Зубанов входит и садится, потому что разговор у нее долгий и развеселый. Судья
Карканова - это она - общительный и, видно, прекрасный человек. Звонят ей
много, разговоры веселые и дружеские. Речь идет о встречах, о поездках, о
выходном дне, о том, что "мы вас ждали-ждали, а вы...". Подсудимые
стоят и слушают. Из тех трех минут верные две уходят на разговоры. Трубка
положена. Зубанов поднимается. Карканова листает первый лист дела и смотрит на
его последние строчки. "Выражался нецензурно", - читает Зубанов за
ней. Привычным движением она подвигает к себе бланк, берет ручку, нацеливается.
В это время телефон звонит снова. Она слушает и вдруг широко улыбается. Это
опять приятный разговор о поездках, о том, кто пришел, а кто не пришел, о том,
что "мы ждали-ждали...". Зубанова все время тошнит, так как он еще
сегодня не похмелился, и Зубанов опускается было опять.
- Стойте,
стойте, - приказывает она Зубанову быстрым суеверным шепотом и продолжает
улыбаться, упрекать, оправдываться, приглашать, сговариваться. Это звонил
какой-то, очевидно, очень хороший знакомый, потому что она и секретарше
сообщает - звонил, мол, вот кто, - и та тоже улыбается.
Зубанов
стоит перед ней навытяжку и слушает. Она кладет трубку, лицо ее скучнеет - это
значит, суд не прерывался ни на секунду и телефонный разговор - это тоже часть
процедуры.
-
Хулиганили, выражались нецензурно? - спрашивает она.
Зубанов
отвечает ей, стараясь говорить ровно и тихо, хотя ему это плохо удается, что не
дрался и не хулиганил, а просто спрятал женщину, которую били. Она опять вслух
читает Зубанову последние строчки милицейского рапорта. Слова Зубанова ее никак
не задевают, не интересуют и не настораживают. То есть происходит то же самое,
что и в милиции, только здесь даже и не смеются. А Зубанов боится, что ей опять
позвонят и пригласят куда-нибудь, и поэтому быстро выпаливает все. Она слушает
и не слушает, смотрит на Зубанова и не смотрит, потом тихо подвигает к себе
бланк. Страшные слова "разбили бровь, резанули ножом" ее не трогают
совершенно. Ей все ясно.
- Но вот
две женщины подписали, - говорит она.
Зубанов
объясняет, что одна женщина прибирала его комнату, иногда готовила, потом по
разным причинам ему пришлось с ней распрощаться. Тогда Зубанов (единственный
раз) обратился вот к этой "неизвестной" Срыбник, и она ему помыла
полы. Таково первое зерно скандала. Зубанов говорит, а у нее в руках самописка,
и ничего ее больше не интересует. Она вписывает его фамилию и задерживается
перед профессией.
- Так вы
что? Кандидат наук? - спрашивает она смешливо.
Никогда в
жизни никому с таким отвращением Зубанов, наверно, не отвечал: "Да!"
Потом она
резко одергивает себя:
- Так
вот. Пятнадцать суток. - И нравоучительно: - Постарайтесь из этого сделать для
себя выводы.
Зубанов
глубоко вздыхает. Слова не идут уже у него из горла.
Проходят
дни и годы
И бегут
века,
Уходят и
народы,
И нравы
их и моды,
Но
неизменно вечно
Лишь одно
любви вино.
Пускай
проходят века,
Но власть
любви велика -
Она
сердца нам пьянит,
Она, как
море, бурлит.
Любви
волшебной вино
На
радость людям дано.
Огнем
пылает в крови
Вино
любви...
Литературный альманах Юрия Кувалдина "Ре-цепт",
Издательство "Книжный сад", Москва, 2008, 52 авторских листа, 832
стр., переплет 7цб, оформление художника Александра Трифонова, тираж 1.000
экз., стр. 93.