Александр
Трифонов
Я и
Малевич
рецепт
Малевич
со своим "Черным квадратом" не дает мне покоя. Я использовал его в
своих картинах много раз. И никогда в последствии не жалел об этом, с присутствием
черного квадрата картина наполнялась смыслом и обретала более звонкое
графическое звучание, поэтому использовать его как символ я не перестаю снова и
снова. Он служит и символом протеста и знаком "кирпич" для
непосвященных в тайны творчества людей.
Первый
раз я сознательно применил черный квадрат в картине "Квадратный портвейн
Казимира Малевича", по совету своего отца писателя Юрия Кувалдина. В той
работе эта замечательная картина - знак-манифест, расположена на мольберте
рядом со столом на котором стоит бутылка портвейна с
этикеткой "Алушта". Все это происходит на театральной сцене. Картина
получилась гармонично-динамичной, квадратный холст дополняет округлую бутылку,
а черный квадрат в картине хорошо перекликается с черными кулисами.
Вдохновившись
новой темой, я сделал несколько других композиций с использованием черного
квадрата, и назвал их "Конец реализма". Теперь с картиной
соседствовали красный шар или более изогнутая бутылка. Здесь черный квадрат был
не просто картиной, а знаком, противопоставляемым реальному миру с его
классически-реалистическим пониманием действительности.
В 2006
году в своей уже более новой интерпретации черного квадрата в картине
"Путями черного квадрата" я использовал его иначе - более свободно.
Большой "Черный квадрат" стоит на мольберте в центре картины, а
маленькие квадраты, словно птицы, летают вокруг
опираясь на провода, создают динамику. В этой картине можно находить разные
философские смыслы, но один из главных - это принцип повторения, вечного
возвращения к оригиналу и бесконечная множественность реальностей.
Последняя
на данный момент картина на эту тему - "Мой друг Малевич" 2007 года,
написана уже в новой манере. Здесь вся картина обрамлена нарисованной рамой, а
черный квадрат, как знак, находится в центре и скрепляет всю композицию из
разноцветных и разнофактурных плоскостей.
Некоторые
непонимающие искусство люди часто любят приводить в пример Малевича, что и мы
бы так смогли нарисовать, что "Черный квадрат" это обман и глупость.
Но для начала надо стать Малевичем, потом нарисовать квадрат, потом
провозгласить его символом нового искусства, где нет места копированию
действительности не художником созданной, и трудом всей своей жизни прославить
свой квадрат. Это примерно, как забить пенальти в финале чемпионата мира по
футболу, забить просто пенальти могут миллионы, а дойти до финала и забить его
в самый ответственный момент смогут только единицы. И про них тоже можно
сказать: я бы так смог.
Своим
квадратом Казимир Малевич ставит окончательную точку в реалистическом
искусстве, в копировке действительности, копировать уже может фотоаппарат,
художнику не нужно тратить на это время, он движется дальше по пути создания
своего искусства. И мне очень приятно, что таким переломным художником,
повернувшим развитие всего мирового искусства, является русский художник.
Всем
смыслом жизни Малевича было искусство. Свойственную его характеру взрывную
энергию он привнес в свое творчество. Его эволюция живописца похожа на серию
взрывов и катастроф. Разоблачая академические художественные стереотипы,
Малевич проявил яркий темперамент критика-полемиста. Исследователи говорили,
что это был ""испытательный полигон", на котором искусство
живописи проверяло и оттачивало свои новые возможности". Биография
Малевича необычна и запутана. Художник сам менял ее как хотел, специально изменяя годы и события, она кажется нам необычайно
насыщенной, полной контрастов, взлетов и падений. Малевич мечтал посетить
Париж, но ему так и не удалось это сделать. Ему не удалось испытать множество
эстетических и житейских радостей, доступных его более обеспеченным и
образованным коллегам. Он самостоятельно прошел трудный путь от скромного
самоучки до известного художника, принимал участие в двух революциях, сочинял
футуристические стихи, реформировал театр, увлекался теософией и астрономией,
преподавал, писал философские труды, сидел в тюрьме, был директором института и
безработным...
Пунин
писал, что Малевич принадлежал к тем людям, которые были "заряжены
динамитом". Не каждый из знаменитых художников мог так поляризовать
общественное мнение. Малевич всегда был окружен преданными друзьями и
страстными соперниками, у критиков он вызывал самую грубую брань, "ученики
его боготворили, как Наполеона армия". Даже в наше время есть много людей,
имеющих резко противоположное отношение и к наследию Малевича, и к его личным
качествам.
В детстве
я со своей мамой бывал на месте, предполагаемой могилы Казимира Малевича, мы
доезжали от станции "Рабочий поселок" до "Ромашково" на
электричке и шли через село по полям к маленькому памятнику на опушке леса. Я
не совсем понимал, что это, но тот памятник очень четко запомнился мне -
красный квадрат в центре белого большого квадрата. Позднее я узнал, что это
только предполагаемое место могилы великого художника. Настоящую недалеко от деревни Немчиновка разрушили в 41 году во время боевых действий.
Получилось, что и после смерти, как в жизни, с Малевичем происходили
мистификации. Физический он исчез с Земли бесследно, но оставил после себя
"Черный квадрат" и новое слово в искусстве.
Малевич
был выдающимся художником, которые внес огромный вклад в развитие всего
мирового искусства и моего тоже.
Литературный альманах Юрия Кувалдина "Ре-цепт",
Издательство "Книжный сад", Москва, 2008, 52 авторских листа, 832
стр., переплет 7цб, оформление художника Александра Трифонова, тираж 1.000
экз., стр. 149.