Евгений Борисович Рейн родился
29 декабря 1935 года в Ленинграде, в семье архитектора Бориса Григорьевича
Рейна, который в 1944 году погиб на фронте, и преподавателя немецкого
языка и литературы Марии Айзековны (Исааковны) Зисканд.
Окончил Ленинградский технологический институт холодильной промышленности
(по специальности инженера-механика), Высшие сценарные курсы. Писал сценарии
к игровым, научно-популярным и документальным фильмам, работал в геологических
партиях на Дальнем Востоке, на ленинградских заводах.
В 60-е годы входил в число молодых поэтов из близкого окружения Анны Ахматовой,
так называемых «ахматовских сирот» (вместе с Иосифом Бродским, Дмитрием
Бобышевым, Анатолием Найманом).
В 1971 году переехал в Москву.
Его стихи распространялись в самиздате, публиковались в журнале «Синтаксис»,
в эмигрантских журналах «Грани» (1965), «Ковчег» (1978). В 1979 году появились
в неподцензурном альманахе «Метрополь».
Первую книгу – «Имена мостов» (с сильными цензурными вмешательствами)
– поэт выпустил в 1984 году, в «Советском писателе», в 49 лет.
Член Союза писателей (с 1987), член Русского ПЕН-центра, Антидиффамационной
лиги (с 1993), член редсовета альманаха «Петрополь» и журнала «Русский
еврей» (с 1996), общественного совета «Международной еврейской газеты»
(с 1996). Академик и член Совета Академии поэзии (с 1999).
Автор около 20 книг, среди которых «Береговая полоса» (М., «Современник»,
1989), «Против часовой стрелки» (М., «Анн Арбор», 1989), «Темнота зеркал»
(М., «Советский писатель», 1993), «Третья волна» (с предисловием И. Бродского,
Париж – Нью-Йорк, 1993), «Сапожок» (книга итальянских стихов, М., PAN,
1995), «Мне скучно без Довлатова» (новые сцены из жизни московской богемы,
СПБ, «Лимбус-Пресс», 1997), «Арка над водой» (М., «Олимп», 2000), «Избранные
стихотворения и поэмы» (с предисловиями И. Бродского, В. Куллэ, Москва
– Санкт-Петербург, 2001), «После нашей эры» (М., «Время», 2004), «Заметки
марафонца» (Екатеринбург, «У-Фактория», 2003), «Мой лучший адресат» (М.,
«Новости», 2005), «Память о путешествии» (М., «Галарт», 2011).
Лауреат 17-ти премий: Государственной премии России (1996), Пушкинской
премии России, Царскосельской художественной премии (1997), а также лауреат
премий журналов «Таллин», «Звезда», «Огонёк», «Арион», «Стрелец», фонда
«Знамя», им. А. Блока, лауреат премии за лучшую книгу об Италии и т. д.
Профессор Литературного института им. М. Горького, ведёт там семинар поэзии.
вернуться
на главную
страницу |
Евгений Рейн
КУВАЛДИН ЧЕЛОВЕК ОСОБЫЙ
эссе
Конечно же, Юрий Кувалдин человек особый, исключительный. И вот что надо отметить, говоря о нем и о его деятельности. Это - чрезвычайно редкий случай в литературе.
Все мы, творческие, пишущие люди, - эгоисты.
Мы все, в общем-то, думаем о себе, и редко когда находим силы на помощь нашим товарищам, на участие в их судьбах.
Юрий Кувалдин в этом смысле какое-то замечательное исключение. Кроме того, что он сам, на мой взгляд, очень одаренный прозаик, я многие его произведения читал и высоко их ценю... но он еще и главный редактор журнала “Наша улица” и издатель.
И я хотел бы отметить, что он огромное количество сил и внимания уделял и уделяет своим издательским делам, и журнальным, и книжным.
Вот его журнал “Наша улица” и издательство “Книжный сад”.
Юрий Кувалдин с большим вкусом и пониманием отнесся к своей издательской деятельности. Он помог многим выдающимся людям, которые в свое время были как-то совершенно несправедливо задвинуты куда-то, хотя они выдающиеся люди, по какому-то большому счету, по истинному счету, который, так сказать, с легкой руки Шкловского, принято называть гамбургским, хотя это, как известно, выдумка Шкловского, никакого там гамбургского счета исторически не было, но мы к этому термину привыкли...
Кувалдин издал и Евгения Бачурина. Кувалдин издал Александра Тимофеевского... Кувалдин издал Искандера. Кувалдин издал Нагибина…
Я не буду перечислять всех. Это довольно большой список.
Но вот мне кажется особенно важным, что Кувалдин издал еще и замечательного поэта, который рано, трагически рано умер, это Евгения Блажеевского, выдающегося нашего поэта, который тоже был очень задвинут и который прожил недолгую, горькую, непубликуемую жизнь. И список этот довольно велик.
Я просто не знаю такого человека, который один взял бы на себя вот такой груз, так сказать выравнивания подлинной линии подлинного фронта нашей литературы.
Вот это взял на себя Кувалдин и с этим справился. Это замечательно!
Это невероятно серезный подвиг, большая заслуга перед всей русской литературой. И он издаёт очень хороший журнал “Наша улица!
Вот тут, в связи с “Нашей улицей”, я уже и о себе могу сказать.
Я когда-то дал такое большое интервью Юрию Александровичу, ну, такое... рассказал ему обо всей своей жизни, о старой, о Ленинграде, обо всем, что произошло в 50-60-70-е со мной, с моими ленинградскими товарищами, не только с Бродским, а со всеми... и как сложились их судьбы, и как эти судьбы были изломаны.
Кто-то из моих товарищей уехал за границу, кто-то бросил литературу, кто-то наконец пробился в литературу...
И я считаю, что будут, найдутся люди, которые, может быть, знают оригинальное творчество писателя Юрия Кувалдина лучше, чем я, а не как я, они скажут о его творчестве подробнее, чем я.
Но вот мне хотелось бы сказать, что он был и есть патетический вариант такой кариатиды, которая поддерживала весь наш (раньше - левый, а ныне - правый, свободный, либеральный) край, весь наш фланг литературы.
За это ему низкий поклон.
И его сыну, замечательному художнику, по-моему... Очень мной ценимому, очень хорошему, талантливому художнику Саше, Александру Трифонову. И поздравить и его тоже с выходом 10-томника Юрия Кувалдина. Вас с ним обоих. И пожелать вам, как там говорят во флоте, - семь футов под килем!
"Наша улица” №110 (1) январь
2009
|
|