24 июня
2009 — 26 июля 2009
Александр
Трифонов
Краеугольный
камень
живопись
Большая выставка художника авангардиста,
нонконформиста Александра Трифонова «Краеугольный камень» в «Галерее
на Солянке» представляет новые, созданные за последние три года
работы. Также среди новых ярких рецептуальных полотен московского художника
в трех залах галереи зрители увидят несколько картин более раннего
периода, или созданных по мотивам старых произведений художника 90-х
годов. Когда творчество Александра Трифонова отличалось подчеркнутым
театральным аскетизмом, отрицанием традиций, смелостью и неординарностью:
разбитые пустые головы, бутылки, одиночество, пустота театральной сцены,
бессмысленность человеческой жизни, несение креста…
Краеугольный камень – термин обозначающий
основу основ, начало, суть чего-либо, а Александр Трифонов в своем
творчестве опирается, в первую очередь, на знаки, работает
в системе символов. И в данном случае на картинах художника
появляется краеугольный камень, который является символом основы метафизических
знаний и понимания божественного предназначения искусства.
— --------------------------------------------------
Александр Трифонов родился в Москве
8 сентября 1975 года. Сын писателя Юрия
Кувалдина.
С детства занимался рисованием – в 1988
году победил в конкурсе «Рисунки на асфальте». Окончил Московский
полиграфический институт. Стажировался в учебном театре ГИТИСа (РАТИ).
Проходил срочную службу в качестве художника-постановщика в театре
Российской Армии (ЦАТРА). Художник МХАТ им. А.П.Чехова. Член Творческого союза
художников России. Работает художником в журналах: «Архидом», «Элитдом». В
2005 году в издательстве «Книжный сад» вышла книга-альбом (256 стр.)
о художнике Александре Трифонове в рубрике «Новый русский авангард»,
приуроченная к 30-летию художника.
Работы находятся в коллекциях: галереи
А3, галереи «Кентавр», галереи «На Каширке», Музея современного русского
искусства в Джерси-Сити (США), Фонда социально-экономических
и интеллектуальных программ (Сергея Филатова), МХТ им. А.П.Чехова;
в коллекциях: Александра Глезера, Юрия Любимова, Евгения Рейна, Юрия
Кувалдина, Михаила Алшибая, Валерия Золотухина; в частных коллекциях
в России, США, Франции.
Выставки:
1. «Фигуративный экспрессионизм»
в Ахматовском культурном центре, Москва
(1996)
2. «Молодая Россия» в Москве
и Нью-Йорке (1997)
3. «Антисоветская выставка, посвященная
80-летию Великого Октября» в Московском Доме скульптора (ноябрь 1997)
4. Аукцион DROUOT-RICHELIEU в Париже
(1997)
5. «Современная Россия» Джерси-Сити /США/
(1998)
6. «Современный русский авангард 1958-1998»
в Нижегородском государственном выставочном комплексе (1998)
7. «Конец идеологий» в галерее «На
Каширке»
(февраль 1999) персональная
8. «Постмодернизм в Отрадном» (декабрь 1999)
персональная
9. «Любовь к бутылке» в галерее А3
(январь 2000) персональная
10. «Наша улица» в галерее «На Каширке»
(октябрь 2001) персональная
11. «Ботлфлай» в галерее А3 (март 2002)
персональная
12. «Новый век» в галерее «Кентавр» (май
2003) + скульптор Д.Тугаринов
13. «Болеро» в галерее А3 (август 2003)
персональная
14. INTERNATIONAL ART BIENNALE MALTA на Мальте (2003)
15. «На сцене вечности» в Российской
Академии художеств
(сентябрь 2005) персональная
16. «Шостакович. Болт» в галерее А3 (апрель
2006) персональная
17. Выставка в Театре
на Таганке —
юбилей Ю.Кувалдина (19 ноября 2006)
18. «Ре-Цепт Триумвират
Снегур-Копачев-Трифонов»
галерея А3 (28 декабря 2006)
19. «Три звезды в галерее А3
Снегур-Копачев-Трифонов»
галерея А3 (25 декабря 2007)
20. Выставка, посвященная 130-летию Казимира
Малевича.
Немчиновка. (февраль 2008)
21. «Наша улица-100». Персональная выставка
в Литературном музее. (март 2008)
22. «Несерьезный юбилей» в галерее А3
(декабрь-январь 2008-2009)
— --------------------------------------------------
Александр Трифонов работает в системе
символов, знаков. А символы, знаки могут быть разные. Это могут быть иероглифы,
которые считываются ассоциативно. Это могут быть какие-нибудь буквы
каких-нибудь алфавитов. Они могут иметь свои иероглифические ритмы, то есть
свое движение и энергию и иметь внутри картины свои оправдания
и свои основания. Символом может быть и математическое число,
и орнамент. Ко всему этому нельзя подходить с логарифмической линейкой.
Когда Саша выстраивает свои символы, свои знаки, свои ритмы, линии, полоски
и плоскости, он идет не от рассудочности, а от своего
внутреннего чувства. И каждому символу, знаку, образу он придает какое-то свое
значение, какой-то свой смысл. Потому что пиктографическое, архетипическое
письмо, характерное для стиля Саши Трифонова, оно всегда опиралось
на какие-то зримые факты, факторы: змея вот так рисуется, дом - вот
так, человек - вот так, гора - вот так, дерево - вот так, что-то
там еще такое - вот так. Все знаки, которые мы считаем архетипическими,
они идут от первичного восприятия мира человеком. То есть они есть
архетипы пластического мышления. Из них складываются письмена разных народов,
там, и так далее. Александр Трифонов как бы исследует эти письмена,
порой проверяя себя на архетипическое письмо, в котором есть что-то
от языка детей. Когда дети остаются одни, сами с собой, они
придумывают свой язык, первичный. И у Саши в его картинах - свой
собственный, первичный язык, на который он как художник имеет полное
право. У Саши получаются интересные путешествия среди его знаков
и символов, которые он чертит, рисует и которыми он распоряжается,
как хочет, он составляет из них свои фразы, которые несут в себе
локальную информацию… или организуют плоскость равновесий
или содержат в себе какую-то двойную игру.
Александр Трифонов в своем искусстве
идет от первичного себя, не виденного им на выставках мастеров
живописи, не от того, что он изучал, а от самого себя… То есть он
путешествует сам от себя. А это - самое главное. Это - самое
главное. И я согласен с тем, что говорил о нем Виталий Копачев: что
Саша Трифонов самодостаточен в своем творчестве. Кроме иерогоглифов, если
они имеют у него какую-то, скажем, плоскую форму или кубическую
форму, он может уйти в какие-то знаки, которые имеют сюрреалистическую
форму. То есть у него очень большой зрительный ряд разных знаков. И Саше
нужен большой жизненный и культурный опыт, чтобы маневрировать ими, искать
какие-то новые взаимодействия между ними. Далее… Какие он строит фразы
многосложные, какие многосложные предложения… Это - целая фраза,
и даже не фраза, а целая повесть. Тут и египетские пирамиды
на небесах, а не на земле, тут и солнце на земле,
а не на небесах, тут перевернутое пространство, тут разные символы
и знаки, которые надо уметь читать. И ведь все это он нарисовал
по наитию, по очень тонкому внутреннему чувству, по чувству
нелжи самому себе. И во всем этом (в его работах) нет никаких конъюктурных
соблазнов, нет никаких экивоков куда-то в сторону, в этом - есть
его сила и крепость. Это все замечательно. То есть мне очень нравятся его
работы. Кроме того, в них просвечивает, конечно, так называемая метафизика
(я беру ее в кавычки). Это не та метафизика, о которой принято
говорить, а это метафизика времени и пространства, а не
сюрреализма. То есть он находится где-то на той пограничной линии, где
художники становятся спиной к визуализированной культуре и начинают
с нуля путешествие вперед, по своему пути… И то, что этот путь
приведет его к какой-то своей трифоновской системе - безусловно. Я думаю,
ему самому очень нравится то, что он делает, и он делает это увлеченно. И
в этом тоже его сила.
Игорь Снегур
Координаты
Полное название:
Государственное учреждение культуры города
Москвы выставочный зал «Галерея на Солянке»
Краткое название:
«ГУК Галерея на Солянке»
Полный адрес:
109028, Москва, ул. Солянка 1/2, стр. 2 (вход
с ул. Забелина)
Тел. +7 (495) 621-55-72
Тел./факс: +7 (495) 628-41-09
е-mail: solgallery@yandex. ru