Татьяна Добрынина
ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ...
Юрий Кувалдин "День Писателя", журнал современной
русской литературы "Наша улица" № 4-2003 г.
Есть явления, которые по своей сути больше самих себя. Так одна
дождинка может стать прообразом потопа. Одно молвленное слово может вызвать
обвал в умах и душах, а может удержать эти души на плаву надежды.
Энергетический заряд не произнесенного слова давит, требует выхода, стремится
запечатлеть себя на бумаге. Таково призвание писателя. Это - такой же феномен
природы, как оазис в огромной вселенской пустыне. По своему масштабу он может
быть велик или скромен. Но по степени значимости он всегда единственен. Ибо
сущность его состоит в том, чтобы насыщать, отдавать, преобразовывать словесный
глоток в пространство жизни.
Юрий Кувалдин - писатель переполненный и
отдающий. Он пассионарен, обладая той
творчески-состоятельной степенью магнетизма, которая и является сутью
художнического, а именно - писательского - призвания. Это качество присуще
всему, о чем пишет Юрий Кувалдин - будь то роман,
рассказ, пьеса, рецензия, или статья - публицистически-яркая, нелицеприятная
порой, а иногда насыщенная тонким лиризмом и поразительной нежностью к самому
тому явлению, которое называется творческим даром. С Юрием Кувалдиным, писателем, критиком, лириком, публицистом можно
соглашаться, не соглашаться, спорить до белого каления, восхищаться им, внимать
ему заворожено, или - наоборот досадовать. Единственное, чего нельзя -
это прикасаться к его творениям отстраненным разумом, а еще хуже того -
отстраненной душой.
Алексей Толстой сказал когда-то, что в писателе сидит сразу
несколько человек: умник, критик, подмечающий едким глазом всякие промахи
умника. Но оба они ничего не значат, если среди них отсутствует тот, кто
является главный - художник, одаренный способностью не просто повествовать, но
ПЕРЕДАВАТЬ СЛОВАМИ.
Подобные размышления навеяны только что прочитанным эссе, а вернее
было бы обозначить его как трактат, во многом выражающий авторское кредо Юрия Кувалдина. "День Писателя" преподнесен в форме
притчи: "Кувалдин, исполненный литературы, тоже
захотел начать историю с себя, и когда он возвратился от Иордана, то поведен
был в пустыню". Вообще это сплав фантазии, мифологии, авторской исповеди.
Виртуозная игра воображения и эрудиции. Тем не менее, вопрошаешь невольно, что
это - глас вопиющего в пустыне? Оазис в пространстве одиночества, непонимания?
Искра истины, высекаемая из трения слова о слово? Да все это тут есть. А еще
больше остается за пределом. Между вздохом, выдохом и паузой.
Умный и саркастичный автор прибегает к аллегории, порой
сознательно доводя ее до абсурда, - ему ли не знать, как, прытко играя в пятнашки друг с дружкой, торопится застолбить себя на
пятачке эпохи расплодившееся племя литературных изощренцев,
которых Юрий Кувалдин называет "литературоаннигиляторами". "Понятие магии,
носящей имя "слово-логос" для литературоаннигилятора неприемлемо", - говорит он. И в этом утверждении перекликается с
Достоевским Федором Михайловичем, одним из самых любимых и предпочитаемых им
классиков, которому Юрий Кувалдин посвятил много
страниц, включая целый роман.
А Федор Михайлович отмечал со свойственным ему чувством высокой христианской всечеловечности:
"Я бы сам смеялся с ними, - не то что над собой, а их любя, если б мне не было так грустно на них глядя" ("Сон смешного
человека").
Однако, на сопряжении смыслов "слово-логос" как раз и
происходит грубейшая несостыковка между писателем и "писакой", трактующим сей вид деятельности как
умение водить пером по бумаге, а вернее тыкать пальцем по клавиатуре
компьютера. Тут кажется уместным этимологически совместить
(этимологии отводится много места в трактате Юрия Кувалдина)
между собой такие понятия как древнеиндийское "галас"
- горло, глотка; греческое "глосса" - язык; старославянские
"глас" и "глагол" (слово "глоток" из того же
ряда). Итак, получаем: "логос-голос-слог-лог-логово".
Наконец, Слово. То самое, которое было ВНАЧАЛЕ. Но, утрачивая свою истинную
сущность, оно превращается в "ложь", порождаемую законами
"логова". Тесного междусобойного сборища,
где властвует не Логос, а закон стаи. Вот такая метаморфоза слов и понятий.
Между тем, обесценивание СЛОВА, возведение в культ АНТИСЛОВА
порождает хаос, энтропию смыслов, поступков, морали, приводя мир к дисгармонии
и деструкции. "Ну и что? - скажет кто-то, - каждый волен в своем выборе.
"Выбор-бор" - большой - большой лес. Шумят деревья, трепещут на ветру
времен листики-слова. Листики-страницы. Пахнет хвоей, влажной землей. А может
прелым опадышем? Гнилью? Тлением? Экологической
катастрофой?
Тут невольно взор обращается к тому, кто поистине "... выше
царей и государств, выше партий и народов, выше золота и мирской суеты,
грядущий во имя литературы!" - Это не просто пафос надежды, или проявление
писательского честолюбия, - таким образом Юрий Кувалдин подчеркивает величайшую ответственность
словесного, литературного дара. Вначале было СЛОВО.
Юрий Кувалдин созидает свои миры
вдохновенно, порою неистово. Он по сути своей - ПОЭТ. Понятие
"литература" появилась позже, чем понятие "поэзия". Еще во
времена Аристотеля (4-ый век до н. э.), хотя и
отмечалось уже формальное распределение по жанрам, где
Поэзия играла главенствующую роль, но все это не было объединено словом
"литература".
Уже в одной из первых своих книг "Улица Мандельштама"
Юрий Кувалдин предстает перед читателем именно в этой
изначальной ипостаси - Поэта. Вообще о романе "Улица Мандельштама"
хочется сказать отдельно. Писательский дар Юрия Кувалдина выражен здесь так мощно, так энергетически насыщенно, что эта книга,
несомненно, имеет право войти в ряд наиболее значительных явлений современной
литературы. Как по совокупности художественных достоинств, так и по своей
смысловой весомости. Впрочем, можно было бы поговорить о творчестве писателя
Юрия Кувалдина, как и о его издательской
деятельности, в более расширенном объеме. Тут есть, о
чем говорить.
Но речь идет о публикации, именуемой "День Писателя".
Одиночество в кругу таких же одиночеств - вот закономерное проявление
творческого содружества. Такая привычная и объяснимая разрозненность казалось
бы близких по духу людей. И тогда писатель населяет свой мир персонажами,
которые порою для него гораздо живее и сопричастное к его душе, чем те, кто
окружают его в мире повседневности и недопонимания. Ибо писатель - это тайна
тайн. Не оттого ли эта нарочито-залихватская поза Избранника
(что при всей горькой самоироничности Юрия Кувалдина отнюдь не противоречит истине: Писатель есть Избранник).
Чтобы одушевить пространство своих одиноких поисков и восхождений
по всем этим векам и весям, которые подвластны только очень смелому и дерзкому
воображению, Юрий Кувалдин берет с собой в путь людей
с именами библейских пророков, самих этих пророков, соратников по литературному
поприщу, которых он именует апостолами, а также царей, зверей, птиц - всех, кто
находится в ареале его пристрастий, в необузданности всего, чем
одержимо его писательское "Я". Здесь яростно схлестываются между
собой топонимика, история с географией. Священное писание, Фрейд с Достоевским.
Здесь нет только и намека на какое-либо наукообразие, потому что: "Меня
обвиняют, что безудержнее всего моя фантазия в том, что я рассказываю о себе.
Но уместно спросить: кому и распоряжаться моей жизнью, как не мне самому?"
- вот так объясняет Юрий Кувалдин то, что понятно и
без этих слов. Понятно оттого, что писатель предельно открыт, искренен перед
"вечностью и пространством". И провокативен - в самом высоком понимании творческой сверхзадачи.
"Какие книги вы считаете лучшими за всю историю
литературы?"
- спрашивают у Юрия Кувалдина иные из
тех, о ком он говорит: "Остерегайтесь филологов, которые любят (...)
приветствия в ЦДЛ на вечерах, заседая в президиумах".
На этот вопрос Юрий Кувалдин отвечает
следующим образом: "Не моргнув глазом, называю свою последнюю вещь -
"Интервью", а ее и прозой-то назвать трудно: так, просто работа для
вечности и пространства. (...) Похоже, в таких случаях надо держать перед собой
плакат с надписью "Кувалдин шутит" и еще
подчеркнуть это слово".
- Вот интонация, очень характерная для писательской манеры Юрия Кувалдина. От великого до смешного
и впрямь один шаг, - не правда ли?
А между тем, писать для "вечности и пространства" -
значит, заведомо обречь себя на высшую степень неприятия теми, в чьей власти
направлять, просчитывать, задавать тон, - прагматично и - в приватном смысле -
корпоративно. Но, как выразился один мудрый философ прошлого: "Мало
пишущих, - много писающих".
А Юрий Кувалдин идет себе мимо них,
своей - единственно для него предназначенной дорогой, не заискивая, не приседая на полусогнутых. И оттого он свободен и невероятно
целостен. Пусть в этой дороге он будет счастлив, любим, узнан. И признан.
Юрий Кувалдин. Собрание Сочинений в 10
томах. Издательство "Книжный сад", Москва, 2006, тираж 2000 экз. Том
6, стр. 458