Сергей Михайлин-Плавский
ПРОГУЛКА С КУВАЛДИНЫМ
Последний день Пасхальной недели или первое воскресение после
Пасхи - Красная Горка - выдалось в нынешнем году теплым и солнечным. К этому
дню во многих местах наши предки старались приурочить свадьбы, считая его
счастливым для молодоженов. Красная Горка была девичьим праздником, по деревням
и селам шло усиленное сватовство, а на игры собирались все девушки до единой в лучших своих нарядах: а
как же иначе, ведь женихи выбирают себе невест. Поди-ка,
попробуй, не явись девушка на этот "парад невест", просиди дома свое
счастье, потом выйдешь замуж за какого-нибудь мужичишку-замухрышку;
а парень может совсем не найти своей половины или достанется ему никому не
нужная рябая уродина.
На горке ставили соломенное чучело на длинном шесте, вокруг него
собирались парни и девчата, пели песни, потом садились вокруг горки и угощали
друг друга крашеными яичками. Вечером чучело сжигали с песнями и плясками,
водили хороводы.
Как на улице дождик накрапывает,
Хоровод красных девок прибывает.
Ой вы, девушки, поиграйте!
Уж как вы, холостые, не глядите:
Вам гляденьицем девушек не взяти,
Уж как взять ли, не взять ли по любви,
Что по батюшкину повеленью,
Что по матушкину благословенью...
Начало десятого часа утра. Я еще не решил, чем займусь в этот
светлый день (тянет к столу и хочется выйти на улицу), а пока помогаю жене
убирать после завтрака посуду. Раздается телефонный звонок:
- Говорит Кувалдин.
- Здравствуйте, Юрий Александрович!
- Сергей Иванович! Жду вас в 12 часов в метро
"Пролетарская" под переходным мостом. Захватите обещанную дискету и
новые рассказы. Я верстаю номера журнала "Наша улица" на 2008 год. В
феврале ожидается сотый номер моего журнала!..
На "Пролетарскую" я приехал немного пораньше, под
переходным мостом там и сям несколько человек ожидали назначенных встреч. Я о
чем-то задумался и Кувалдина заметил, когда он уже
подходил ко мне. На голове его будто на минуту присела черная вельветовая
кепка, на плечах основательно сидела кожаная также черного цвета "семисезонная" куртка, из-под которой были видны техасные небесно-голубые брюки, подвернутые у щиколоток
(веяние современной моды); в руках - неизменный светло-коричневый (под цвет
туфель) портфель, непременный спутник своего хозяина, в котором "все
издательство "Книжный сад", как однажды выразился Кувалдин в одной из своих бесчисленных бесед с известными людьми: прозаиками, поэтами,
критиками и др.
- У вас есть немного времени? - спрашивает Юрий Александрович и,
не дожидаясь ответа, продолжает, - я хочу вам показать места, где происходит
действие моего рассказа "Вот кто-то с горочки спустился".
Он напечатан в первом номере за этот год. Я вам принес журнал, там
и ваш рассказ пошел "Високосный год". Он немного простоват и наивен,
да и фабула его издавна известна, но он читается с интересом, с хорошим
юмором...
Мы переходим на станцию "Крестьянская застава", доезжаем
до "Чкаловской", выходим на улицу Земляной вал. Сзади - Курский
вокзал. Перед нами - Садовое кольцо с огромными сталинскими домами.
Тоталитарная эпоха и в архитектуре подавляла человека. Подземным переходом
переходим на ту сторону. Кувалдин идет легко,
свободно, целеустремленно, шаг у него не широкий, но спорый,
хотя и без спешки. Я отвык от такой ходьбы, тем более что меня иногда
"ведет" в сторону и приходиться не шагать, а подставлять под себя
ноги, чтобы не упасть. Это следствие ишемии. Кувалдин замечает мою "пьяную походку" и озабоченно говорит:
- Мы назад уже не пойдем, а до Таганки вы
дойдете?
- Теперь уж дойду, деваться некуда, да и интересно мне, я здесь
никогда не бывал.
- Сейчас мы свернем в переулок Обуха, а там пройдем по улице
Воронцово
Поле до Большого Николоворобьинского переулка, где жил драматург Островский. А вот впереди дом с огромной аркой и
колоннами, где книжный магазин "Новелла", в котором наряду с
издательством "Московский рабочий" в середине 80-х годов я начинал
свою частную издательскую деятельность. И в этом доме жил академик Андрей
Дмитриевич Сахаров, чью брошюру "Конституционные идеи" я издал в 1989
году. Я бывал у Сахарова в гостях в этом доме... Там сейчас висит мемориальная
доска. А магазин "Новелла" торгует пальмами...
По улице Воронцово поле мимо посольства Индии мы поднимаемся
вверх, к Минюсту, стоящему на месте бывшей церкви Николы в Воробьине,
снесенной в 1934 году, в которой молился Александр Николаевич Островский,
проживший 36 лет неподалеку, в Николоворобьинском переулке.
Я на минуту представляю себе, что иду рядом с Чеховым, запросто
так разговариваю, оглядываюсь по сторонам, куда указывает Антон Павлович, и мне
становится немного не по себе. Это только Кувалдин может так запросто, почти на равных, идти и разговаривать с классиками:
Чеховым, Достоевским, Мандельштамом, Львом Толстым. Я чувствую себя не
писателем, начинающим прозаиком, а школяром или простым читателем, посягнувшим
на такую высоту, куда зовет Кувалдин:
- Вы должны заявить о себе и войти в Божественную метафизическую
программу и в Бессмертие наравне с классиками. Это самая высокая мечта и цель,
к которой должен стремиться каждый настоящий писатель. Но этому надо посвятить
всю жизнь, работать, как вол, как работает Кувалдин с
утра и до вечера у компьютера, в типографии, на складе или перевалочной базе,
таская пачки с книгами...
Мы выходим в Николоворобьинский переулок, залитый асфальтом.
- Когда-то здесь был булыжник, и мы с Высоцким в обнимку, бухие, шли по нему к Парийскому в Тессинский переулок, где готовили на двух пишущих машинках
самиздат - "В круге первом" Солженицина. А
сейчас мы подходим к дому Островского. В этом доме,
подаренном драматургу отцом, Александр Николаевич написал пьесы "Свои люди
- сочтемся", "Доходное место", "Не все коту масленница", "Не в свои сани не садись",
"Бедность - не порок", в этом доме бывали Достоевский, Гончаров,
Тургенев, Григорович, Писемский, здесь же написана знаменитая "Гроза"
- луч света в темном царстве...
Здесь Александр Николаевич, по описанию С.В.Максимова, "в
коротенькой поддевочке нараспашку, с открытой грудью,
в туфлях, покуривая жуковский табак из черешневого
чубука, с ласковой и неизменно приветливой улыбкой встречал всякого, кто
получил к нему право входа". Заходим во двор, слева
многоэтажная громада хрущевских времен, а справа низенький, какой-то
пришибленный в один этаж домик-сарай (по нынешним нашим понятиям) из
темно-красного кирпича, один из трех таких же домов, принадлежащий знаменитому
драматургу.
Я на секунду перенесся в позапрошлый век и представил себе, что
сейчас откроется обшарпанная дверь и из нее выйдет на
улицу Островский, провожая своих знаменитых гостей, известных всему передовому
человечеству, и что мы с Кувалдиным неожиданно
оказались в их окружении. Мне стало страшно, голова поплыла в сладком забытьи,
а Кувалдин уже подавал руку сосредоточенному
Достоевскому, как старому знакомому... Не помню, как я вернулся в наши дни, только
услышал голос моего поводыря:
- Отсюда, с горки, смотрел Островский на Замоскворечье, место
детства. Писал о Замоскворечье, а жил здесь...
"Какое мальчишество, - подумал я сокрушенно, - ну ладно, Кувалдин, а я-то о чем размечтался? Не много ли возомнил о
себе? Бессмертия, Сергей Иванович, захотелось, да? А зачем оно тебе? Бессмертие
нужно великим, а ты еще поработай на него, крепко
поработай..."
Хотелось еще постоять в этом дворе, подивиться простотой убогости
жилища великого драматурга, но вдруг стало неприятно на душе оттого, что на
соседнем домике, крайнем в глубине двора, одном из трех домов Островских, то ли
бомжи, то ли оголтелые дачники ломали крышу, издали
были видны почерневшие ребра парника.
- А я люблю много ходить пешком, - продолжал Юрий Александрович, -
насидишься у компьютера, выйдешь на улицу - хорошо! Утрами люблю гулять вдоль
берега Москвы-реки, по Борисовским прудам, со своей собакой, обдумывать свои планы и сюжеты. Литература - та же
религия, а писатель для меня - Бог, он над людской суетой, над схваткой, а не в
толпе белых или красных. Писателем может быть только одиночка, вышагнувший из
социума и сидящий на облаке, наблюдающий бесконечное воспроизводство человеков. Писательство - род духовной деятельности во
благо Божественной программе.
Кувалдин говорит, как пишет: емко,
глубоко, проникновенно, интересно. И часто его разговоры сводятся к
писательскому мастерству, искусству художественной прозы. И пока мы идем вниз
по переулку к Яузе, переходим ее через горбатый мостик, на котором мы немного
постояли, глядя на желтую воду Яузы, стесненной могучими гранитными берегами,
выводящую ее в этом месте в Москву-реку у высотного здания, похожего на
готический собор, на Котельнической набережной.
Солнце бликует на воде.
Кувалдин вскидывает руку, как Пушкин на
экзамене перед стариком Державиным в лицее, и читает:
* * *
Я буду метаться по табору улицы темной
За веткой черемухи в черной рессорной карете,
За капором снега, за вечным, за мельничным шумом...
Я только запомнил каштановых прядей осечки,
Придымленных горечью, нет - с муравьиной кислинкой,
От них на губах остается янтарная сухость.
В такие минуты и воздух мне кажется карим,
И кольца зрачков одеваются выпушкой светлой,
И то, что я знаю о яблочной, розовой коже...
Но все же скрипели извозчичьих санок полозья,
B плетенку рогожи глядели колючие звезды,
И били вразрядку копыта по клавишам мерзлым.
И только и свету, что в звездной колючей неправде,
А жизнь проплывет театрального капора пеной;
И некому молвить: "Из табора улицы темной..."
- Вот, Сергей Иванович, именно это стихотворение Осипа
Мандельштама подвигло меня к идее назвать свой журнал "Наша улица". Я
вырос из этих улиц, моя судьба растекается по ним, как ток по проводам...
С горбатого мостика спускаемся на Берниковскую набережную, потом минуем Николоямскую улицу и сначала
по Яузской улице, а затем по ее продолжению - Верхней
Радищевской - доходим до метро "Таганская-кольцевая". Кувалдин рассказывает об этих местах. Кажется, Кувалдин знает Москву вдоль и поперек. У белоколонного старомосковского особняка, в котором
расположена 23-я больница под советским названием "Медсантруд", Кувалдин, остановившись у черной чугунной ограды,
говорит, что здесь работал его приятель Юрий Владимирович Парийский,
врач-кардиолог, умерший в 40 лет от слишком частых и непомерных возлияний, как
и Высоцкий в 80-м году, что здесь неоднократно лежал сам Володя Высоцкий,
выходя из тяжелого бодуна, что в этой больнице чуть ли не с того света
вытащили после инфаркта самого Юрия Петровича Любимова, о чем он рассказывал Кувалдину. Потом Юрий Александрович говорит о литературе, о
мастерстве писателя-прозаика.
- Какой сегодня день хороший! Как это у Достоевского - клейкие
листочки распустились! Вот деталь - сразу чувствуешь весну. Но клейкими они
становятся ближе к началу лета. Сейчас же почки только проклюнулись...
Нина Краснова пишет: "Кувалдин придает в прозе большое значение
деталям, потому без них проза не может быть хорошей. Он сам мастер
деталей. И умеет подметить их у своих авторов и обратить на них внимание
авторов".
И устная, и письменная речь Юрия Кувалдина глубоко осмысленна, убедительна, да и где еще в наше время найдешь такого
мастера-наставника, который бы учил писательскому мастерству своих авторов. В
большинстве современных издательств смотрят не в рукопись автора, а в его
кошелек.
- Я думаю, что говорение смертно, - доверительно продолжает Кувалдин, - поскольку оно не фиксируется на бумаге (любом
другом носителе) и исчезает с лица земли вместе с говорившим. Бессмертие обеспечивается записанным словом, но не простым, а
собранным в произведения, словом художественным, словом образным...
Все подвержено уничтожению временем, кроме Слова, поскольку оно не
материально, а метафизично. Слово возвышается над физическим миром. Проще
говоря, материальная культура исчезает, Слово остается... Самый сложный процесс
- положить слова на бумагу так, чтобы они рождали художественное произведение.
По буковке, по зернышку. Писателем может быть не просто усидчивый, волевой,
мужественный человек, а находящий в сидении и писании, то есть в процессе
управления буквами на бумаге, высшее удовольствие...
То, что не было мною записано, того не существовало. Золотухин вспоминал, что еще какой-то американец говорил,
что нужно записывать мгновения - они стоят целых исследований и томов воспоминаний...
Писательство - это загробная деятельность, обеспечение в Слове
бессмертия своей души. Жизнь - конечна, Слово - вечно!..
Искусство прозы требует работы над незаметными для читателя
вещами.
Например, над соотношением изображения, авторской речи и диалога.
На мой взгляд, соотношение основных приемов в прозе должно быть такое: 40
процентов - изображение; 50 процентов - авторская речь и лишь 10 процентов -
диалог...
Как правило, у начинающих авторов преобладает диалог. На мой
взгляд, сплошной диалог говорит о малоталантливости этого автора...
Много можно было бы еще услышать от писателя-эрудита, однако, хотя
и медленно, но мы приближаемся к Таганке. Юрий
Александрович напоследок останавливается (он часто это делает при ходьбе с
собеседником) и говорит:
- Одолели авторы-графоманы, звонят, пишут письма, шлют тексты по
электронной почте. Я вынужден поднимать планку писательского мастерства. Надо
начинать готовить к изданию книги: вашу, Ваграма Кеворкова, свою. А журнал "Наша улица" на этот
год я уже сверстал... Несколько десятков шагов мы проходим молча, Кувалдин о чем-то думает, а я, оказавшись у парадного входа
в Театр на Таганке Ю.П.Любимова, вспоминаю, как недавно с Юрием Александровичем
(по его инициативе) мы были на спектакле "До и после. Серебряный век
поэзии". А еще я думаю о том, как же подробно и досконально знает Москву
Юрий Кувалдин, отдельные ее тихие и, казалось бы,
незаметные переулки, где когда-то кипела другая жизнь, жизнь наших великих и
безвестных предков. И мне вспоминаются строки А.Н.Островского из предисловия к
"Очеркам Замоскворечья": "Я знаю тебя, Замоскворечье, имею за
Москвой-рекой друзей и приятелей и теперь еще брожу иногда по твоим улицам.
Знаю тебя в праздники и в будни, в горе и в радости, знаю, что творится и деется
по твоим широким улицам и мелким частым переулочкам". Мы входим в метро,
садимся в поезд, доезжаем вместе до "Пролетарской" и расстаемся: Кувалдину - в Марьино, мне - в Выхино. Когда-то один поэт сказал: "И кто мой
современник, я не знаю". Но теперь я точно знаю, кто мой современник, и
счастлив от этого.
"НАША УЛИЦА" № 93 (8) август 2007