Юнна Мориц
КРИВОЛИНЕЙНЫЙ МАРШРУТ
На ярлыке промтоварной вещи зачастую стоят две цены, вторая цена -
за отделку, которая, естественно, удорожает стоимость товара в целом. Спору
нет, высокое качество отделки самым благоприятным образом влияет на качество
промтоваров. Но с поэзией дела обстоят иначе. Не наоборот, но иначе. В
последние годы качество стиховой отделки у молодых неимоверно повысилось. Это
радует малодушных редакторов, которым теперь не надо
молодую рукопись дотягивать до уровня ремесленной безупречности, неуязвимости.
Но ведь эти как раз безупречность и неуязвимость стали униформой поэзии,
которая лишилась своей вековой сокровенности, страстной силы и глубины. И
теперь мы скорбим по тем временам, когда рифмы не были столь прекрасны, а стихи
не были столь бесстрастны. Не считая самых талантливых, многочисленные подборки
молодых поэтов удручают душу унылым сочетанием поддельной хрестоматийности и
подлинной душевной безработицы.
Вдруг оказалось, что на богатое пособие прежних поэтических
поколений можно безбедно жить, позволяя “душе лениться”. Но душа русской поэзии
нетерпима к праздности, к дармовщине, к неуязвимости
безликого прозябания. Вот почему в стихах некоторых молодых поэтов уже начинают
зреть мотивы неприятия того комфортабельного уровня стиховой жизни, который
гарантирует безупречность и неуязвимость. Поэты эти переживают сейчас самый
тяжкий период, переходя от благочинной стабильности к поискам утраченных
тревог.
Юрий Кувалдин обуян духом противоречия,
его стихи откровенно корявы, неповоротливы, шероховаты, редко блещут захватывающими
дух метафорами, не напрягаются для выжимания афоризмов и не стремятся к
конкретной законченности. Нет в этих стихах и намека на совершенство. Что же в
них есть? Прорыв к естественности, хождение по путям, где нет столбовых
указателей, пренебрежение к стиховой косметике и тяга к натуральности.
Церковных окон виден переплет,
Где стекла запотели от дыханий,
Как странно наблюдать на расстояньи,
Как странно: если служба там идет.
- Чего же странно, ежели идет, -
Вахтер ответит. - Пусть себе идет!
В этом отрывке из “Поэмы Кривоколенному переулку”, где автор
смотрит на город из типографского окна, “пока готовят полосы в печать”, есть то
высокое чувство человеческого достоинства, которое спасает от напыщенности и
голословности и дает право на жизнь таким строчкам:
Не в назиданье строилась Москва.
...............................…………………
Кормилицей налево и направо
Для каждого вошедшего была,
Для всей России стала переправой.
Образ Москвы мучит поэта своей исторической нестертостью,
требующей точно такой же нестертости от поэтического
голоса и лица. Минувшее - всюду, и его миновать невозможно, оно молчаливо
пытает: “А ты кто такой и что вообще можешь?” Таковы взаимоотношения Ю. Кувалдина с этой темой, больной для него и острой.
Плыви, корабль, беленый, просмоленный,
Плыви, Москва. Я тоже поспешаю
Вослед тебе...
Но где моя ладья?
............................………………………
Мой современник - колокол Иван.
К нему я в современники не зван.
Молчание его четвертый век
Не могут заглушить ни скрип телег,
Ни свист плетей, врезающихся в спины,
Ни возгласы юродивых, калек,
Ни бит-ансамбли,
ни автомашины.
Есть у Ю. Кувалдина и декларации, но они
идут не от парадности, не от бравурного комплекса сверхполноценности,
а от желания во что бы то ни стало избежать
иждивенчества и заемности, пусть даже и наивными
способами: “Я сам себе маршрут криволинейный - в Москве иного не было и нет”.
“Криволинейный маршрут” - это лобовой антипрямолинейный,
это перевертыш антипоиска, это абсолютное отвращение
к симуляции поэтической зрелости прямолинейными, хрестоматийноподобными средствами. Это честное и естественное нежелание облегчить и ускорить свой
поэтический рост, добывая для этого гормоны из чужих поэтических организмов, а не вырабатывая собственные. Ведь далеко не все достижения
научно-технического прогресса достойны влиять на
поэзию, и что хорошо для кур, то для поэтов смертельно: например, искусственная
стимуляция роста и зрелости.
“Криволинейный маршрут” Ю. Кувалдина привлекает меня отвагой, риском опоздать и не попасть в число лидеров своего
поэтического поколения, но зато стать самобытным, тревожным поэтом. Сейчас мне
не нравятся у него такие, например, строки, хотя именно они написаны на том
“высоком техническом уровне”, который характерен для многих первых сборников
молодых:
Я каждой улице приятель,
Мне жизнь без города чужая,
И как последний обыватель
Грущу, на время уезжая.
Я уверена, что многие любители “теплой поэзии” прижали бы эту
строфу к сердцу, прочтя ее в первой книге стихов Ю. Кувалдина.
Более того, если бы все стихи Ю. Кувалдина были бы
написаны на таком уровне, его книга вскоре бы, несомненно, увидела свет.
Но, к счастью, у этого поэта не все так гладко!
Не видно зарева заката -
Сосна, и только, виновата,
Стоит, что мачта, до небес!
Но как, допустим, без сосны?
...............................………………..
Продае-дается - дом на слом - дается:
Доски, бревна, рейки, дедовский костыль.
................................……………………..
Продае-дается - с топора до щепки
И за так до кучи
- домового дух.
В этих выдернутых из двух разных стихотворений строчках слышится
живой, непоставленный голос внимательной и
чувствующей (по-своему!) души, которой, к счастью, с трудом, а не без труда
открываются кое-какие месторождения поэтических ископаемых.
Пока еще Ю. Кувалдин находится в том
возрасте, когда мысли о смерти кажутся неактуальными, а собственная жизнь -
бесконечностью, таящей огромные возможности:
Возможен горожанин налегке
Или попутка в ближнее село,
Возможен лай собачий вдалеке...
Но невозможна смерть. О ней молчи.
.........................…………………….......
Возможно, свет звезды издалека,
Звезды умершей, вижу наяву.
Возможно все, покуда я живу.
Хотя и навеяны были эти стихи мимолетными мыслями о смерти, все же
мимолетность подчинилась непроходящему чувству, что
возможности еще не исчерпаны и что время еще есть. Это чувство имеет порой
благотворную силу, оно спасает от мук безвестности, хранит от безверия в свою
удачу и потрясает нас иногда дивными “поздними” лириками. В конечном счете все ведь упирается в проблему таланта, которому (если
он есть!) противопоказана обкатанность, но не
“криволинейный маршрут”.
Журнал “Литературная учеба”, № 3-1978
Юрий Кувалдин. Собрание Сочинений в 10
томах. Издательство "Книжный сад", Москва, тираж 2000 экз. Том 1,
стр. 506