Вл. Новиков
ВЫБРАТЬСЯ ИЗ ЛИТЕРАТУРЩИНЫ
Стратегия “Книжного сада”
Новых издательств теперь сотни, если не тысячи, но очень немногие
из них рискуют иметь дело с современными некоммерческими прозаиками. А если и
позволяют себе роскошь подобного меценатства, то без определенной системы и
программы: мол, мы стремимся издавать хорошую, талантливую,
высокохудожественную прозу. Но в том-то и дело, что теперь все так смешалось в
нашем литературном доме, что любому автору и любому произведению может быть
отказано в художественности, а критерии “хорошести”
приходится вырабатывать заново.
Коллегиальность и соборность в таком деле бессильны: к общему
мнению не прийти и через десять лет. Проще,
когда один человек решает по своему усмотрению, кто талантлив и интересен, кого
стоит издать. Именно так действует Юрий Кувалдин: в
маленьком издательстве “Книжный сад” он является и директором, и главным
редактором, и просто редактором каждой из вышедших книг, будь то “Плен в своем
отечестве” Льва Разгона, “Русские” Станислава Рассадина или “Дневник” Юрия
Нагибина. Примечательно, что дневник свой Нагибин еще при жизни передал Кувалдину со словами: “Я расстегнул все пуговицы!” Книга
вышла в свет сразу после кончины писателя и открыла его с совершенно
неожиданной стороны, вызвав у одних шок, у других - глубокие раздумья о
человеческой природе. Как бы то ни было, издатель не без
основания объявил “Дневник” главным и лучшим произведением Нагибина, и выход
(двумя подряд тиражами) этой вещи был для “Книжного сада” программной акцией:
стало ясно, что здесь отдается принципиальное предпочтение “жизненности” перед
“литературностью”.
Среди тех, кто в последнее время вышел к читателю по аллеям
“Книжного сада”, - Михаил Холмогоров, автор сборника “Авелева печать”. Наблюдательный, точный в деталях, педантичный в воспроизведении
московской фактуры, этот писатель иронически исследует социальное поведение
интеллигента, словно обреченного на измену себе и своим идеалам. Сюжеты
Холмогорова гиперболичны, причем фантастический элемент не переходит в самоцельную игру, а усиливает нравственные акценты,
расставляемые автором. К гротеску тяготеет и Андрей Бычков, рассказы которого
вкупе с небольшим романом “Графоман” составили книгу “Черная талантливая музыка
для глухонемых”. Модернист не из соображений моды, а по психологическому
складу, Бычков упорно пробивается к реальности, как бы взрывая литературность
изнутри: особенно показательна тут жесткая новелла о реаниматологах “Рокки Раккун”. “Даже в глубине
души я не считаю себя писателем”, - этими словами заканчивается другой рассказ,
и такое, без кокетства, самоотречение в пользу живой жизни может служить
формулой новой и перспективной литературной стратегии.
“Нет нужды доказывать, как непросто писать “простую прозу”, когда
между изображаемым предметом и читателем не маячит фигура автора, когда у
читателя возникает ощущение, будто перед ним широко раскрытое окно, через
которое он наблюдает реальную жизнь, так сказать, непосредственно. Для этого на
самом деле нужно очень много автора - его умения, его таланта”. Эта
эстетическая декларация вынесена на обложку книги прозы Сергея Костырко “Шлягеры прошлого лета”. Что верно, то верно:
авторы-эгоцентрики надоели до смерти, и со стороны писателя сегодня очень
мудро, нарисовав свою картину, тактично отойти в сторонку. Но для этого надо
уметь рисовать, надо быть художником, а не говоруном на все темы подряд. В
книге Костырко находим и явно сориентированный на шукшинскую традицию нервный рассказ о чудике-бродяге (“Чурила”), и восходящий к трифоновско-маканинской линии портрет “семидесятника” (повесть “Человек из очереди”). Наиболее же
близок автор к самому себе в очерковой повести “Пицунда” - опыте пристального
всматривания в других людей, в чужих, порой чуждых, но - главное - в подлинных, невыдуманных, существующих поверх и помимо
сложившихся литературных условностей и типажей. Автор называет себя “соглядатаем”, отнюдь не отсылая нас к набоковскому контексту этого слова, а придавая ему свой смысл. Разглядеть надо то, что мы
имеем сегодня, а уж потом выносить этой реальности приговор.
“Это было время литературной литературы”, - примерно так будут говорить и писать о девяностых годах уходящего столетия. На
такую нелестную характеристику упорно напрашиваются и страшно далекая от народа
элитарно-престижная проза, и расхожее массовое чтиво.
Ни на той, ни на другой почве уже ничего путного не вырастет. Остается одно -
начинать выращивать литературу жизненную, сажая новые, непохожие друг на друга
книжные сады.
“Общая газета”, № 46, 21-27 ноября 1996
Юрий Кувалдин. Собрание Сочинений в 10
томах. Издательство "Книжный сад", Москва, 2006, тираж 2000 экз. Том
5, стр. 415