Ирина Роднянская
ПИСЬМО
(Юрию
Александровичу Кувалдину от И. Б. Роднянской)
Дорогой и глубокоуважаемый Юрий Александрович!
Решила вместо того, чтобы утомлять Вас телефонным разговором на
все темы сразу, лучше написать Вам письмо. Простите, что стучу на машинке;
раньше это, кажется, считалось неуважительным, а теперь, наоборот, не принято
донимать адресата своим почерком.
Прежде всего, хочу сказать Вам, что прочитала Вашу книгу. Пока
только одну - “Избушку на елке”, но, конечно, прочту и более раннюю. Надо
сказать, что я некоторое время откладывала это чтение - прежде всего из-за
ужасной занятости, но из страха тоже: а вдруг меня эта проза оттолкнет?
как-никак Вы мой благодетель по части издания книжки, а врать я не умею в таких
случаях, пришлось сказать бы правду. Какова же была моя радость от того
сильного, яркого впечатления, которое произвела на меня Ваша проза в этой книжке!
Притом что я читала придирчиво, не позволяя себе никакой скидки на “внетекстовые” обстоятельства. Я, конечно, вижу и
недостатки, несобранность композиции, особенно в романе, порой - небрежность
письма, засоренность его ненужными словесными уточнениями, мелкими оговорками.
Но все это ничто в сравнении с той подлинностью, с какой жизненное впечатление
нерастраченным и неискаженным доносится до листа бумаги. Я давно не читала
вещей, где так начисто бы отсутствовала фальшь, где так неподдельны были бы
характеры, судьбы, истории семей, так узнаваемы были бы исторические рубежи,
так свежа память детства. Это в некотором роде историческая проза, история
общества в лицах. Жизнь не замарана и не приукрашена, она такая и есть, и
веришь сразу всему, сидению на удаве не меньше, чем потухшему электричеству в подмосковной гостиничке. Даже то, что названия Ваших вещей, с моей точки зрения, случайны и
невнятны (роман - не про елку, повесть - не про месть, а про парадоксальное
наше “движение сопротивления” с великолепным центральным характером
обаятельного авантюриста, бескорневая окраина - вряд
ли “беглецы”), даже это в моих глазах свидетельствует в Вашу пользу: из Вас
прямо-таки “вываливаются” (простите!) куски чутко схваченной жизни, которая
безымянна именно потому, что достоверна, и ни
одно имя к ней не пристает. Особенным достижением я считаю
повесть “Беглецы”, в которой есть не только правда жизни, но и драматургия,
жизни (то есть органический сюжет), а огромные дары, которые... человек
получает с рождения и которые потом гибнут (замечательная точность в описании
социальной микросреды, но ведь это закон жизни вообще, не правда ли?) - все
описано так, что помнить будешь долго. Я обязательно обращу внимание на
эту повесть одного новомирского автора, который пишет на тему: “окраина” у
Семина и у Лианозовской школы, - а если, даст Бог,
возьмусь за статью о возвращении в нашу прозу и поэзию неколебимых
художественных аксиом, то напишу об этой вещи и сама. Мне, конечно, интересно,
когда она была написана - из нового или из старого? Еще хотелось бы прочитать
повесть (или рассказ?) в “Континенте”, которую мне хвалил Андрей Василевский
(наш новомирский ответственный секретарь). Как я понимаю, Вы, условно говоря,
относитесь к формации прежних “сорокалетних”. Из них я очень ценю Маканина
(только не писал бы он “Квази”!), Курчаткина и Афанасьева считаю кичем, о Проханове не говорю, а что касается умелого и способного Руслана Киреева, то именно рядом
с Вашей прозой окончательно обнаруживается, что его - сделана из папье-маше
(что, впрочем, я понимала и раньше). А о Киме боюсь говорить:
он иногда блистательно талантлив (судьба его не обделила), иногда невыносим и отталкивающ, но сейчас главное чувство, которое он у меня
вызывает, - страх (как будто НЛО спустилось в наш М. Путинковский переулок, а контактеры, как известно, долго не живут,
сгинем и мы, видно, - но это отдельный разговор).
Теперь - обо всех проблемах, связанных с моей имеющей быть
книжкой. Тут меня поджидала одна тревожная неожиданность: на стр. 72, в самой
главной для меня статье - о Платонове и Заболоцком, в самом главном месте, где
идут выводы, - пропущена целая страница наборной рукописи (это что-то около 1 -
1/2 страниц книжного набора). Если это вина типографии (что легко установить по
нумерации страниц наборной рукописи и что вполне возможно, судя по тому, как
они в других местах пропускали целые большие абзацы - я эти места восстановила
и подклеила), тогда они обязаны исправить свою ошибку. Если же это моя вина
(допускаю, что могла в спешке напортачить и не “отксерить” одну страницу оригинала, хотя вроде все
тщательно проверяла), тогда я готова и неустойку заплатить (не знаю, правда,
будет ли по карману), лишь бы статья появилась в должном виде. Без этого никак
нельзя. Так как в любом случае нумерация страниц, хочешь - не хочешь, полетит,
я хочу заполнить недостачу до 15 а. л., вставив в середину, перед статьей о Чухонцеве, небольшую статью о книге Кушнера. Я считаю, ее
подходящей по теме и не включила сперва только потому,
что обсчиталась и думала, что превысила объем. Еще в книге должно быть
оглавление, которое прилагаю в конце. И, наконец, я, как и собиралась, написала
маленькое предисловие “От автора”, страничкам которого можно дать римскую
нумерацию, если это скажется удобнее.
И еще: меня пугают торжественность и превосходные степени в
аннотации, хотя я, конечно, благодарна, за добрые слова. Обычно полагают, что к
аннотации в книге приложил руку сам автор, поэтому надо мной непременно будут
смеяться. Ввиду этого я прилагаю более скромный вариант аннотации и прошу Вас согласиться
использовать его. Кроме того, не смею настаивать, но нельзя ли не делать
обложку цвета нашего алого стяга (лиловую, оливковую, черную - какую угодно!),
а то уж больно похоже на “Десять дней, которые потрясли мир” - и как-то смутительно...
И последнее: я не знала, что между мной и наборщиками не будет
техреда, который унифицировал бы шрифты (разрядки, курсивы, жирность) в
соответствии с тем, как принято в данной типографии, - и поэтому сама не
сделала такой унификации. Теперь уже не поправишь, так что это я говорю в свое
оправдание перед Вами, а не в качестве просьбы. Я ухожу с 1-го августа в
отпуск, но буду все время дома - ремонт, жуткое дело! Так что, если надо, я
почти всегда на телефоне и вообще - к Вашим услугам. Если все обойдется и дело
дойдет до чистых листов, я, надеюсь, смогу их посмотреть?
Теперь - еще одна тема. Вы мне в прошлом разговоре сказали, что я
могла бы Вам присоветовать что-нибудь в Ваш издательский план “Книжного сада”.
Теперь я хочу это сделать. Во-первых. Вы оказали бы большую услугу русской
поэзии, если б предложили Олегу Чухонцеву издать у
Вас книгу стихов. Он обязательно дал бы для такой книжки и новые стихи: те,
которые уже написаны, и те, которые он надеется написать этой осенью. Он такой
человек, что сам почти ничего не предпринимает для устройства своих дел, а
чтобы стихи шли, ему нужно, я ведь его хорошо знаю, не только вдохновение, но и
внешний стимул. Вам тоже было бы, неверное, приятно издать лауреата премии
России (новой России - как-никак!) Да и Ваш друг Стасик Рассадин ценит стихи Чухонцева ничуть не меньше, чем, скажем, я. Даже если все
это почему-либо сорвется, Ваше предложение, подтолкнув его к работе, принесет
немалую пользу. О Вас он от меня слышал - разумеется, хорошее.
И второе предложение. У моей близкой приятельницы и нередкого
соавтора Ренаты Гальцевой собирается отличная книга философской и исторической публицистики. Условное
название “Россия и духи” (по иронической аналогии с фильмом “Джульетта и
духи”). Каждое выступление, из тех, которые она включает в эту книгу, имело
большой резонанс, возбуждало живейшие споры, ломались копья. Мне кажется, такая
книга привлечет внимание и будет раскуплена. Она будет в Москве в первой
половине августа и затем - в первой половине сентября. Как видите, я предлагаю
Вашему вниманию книги моих друзей. Но ведь они и друзья мне, в частности,
потому, что я ценю их талант и разделяю их мысли. Поэтому и осмеливаюсь
рекомендовать.
Еще раз - большое спасибо и за Ваши книги, и за проект моей. Надеюсь
получить дальнейшие инструкции.
С уважением, благодарностью и радостью о знакомстве
Ирина Роднянская
Р. S. Еще забыла упомянуть одну мелочь касательно моей верстки. В
перечислении имен на стр. 3 я вычеркнула Юрия Домбровского, так как не успела
написать о нем статью, а в других местах он упомянут слишком
вскользь; вставила вместо него подробно разбираемого Курчаткина,
а вместо Бородыни - Кушнера. Но последнее - только в
том случае, если удастся вмонтировать статейку о нем. А если мои добавления
будут приняты, но места не хватит, можно свободно выкинуть предпоследнюю
заметку “Сор из избы”.
Ирина Роднянская
21 июля 1994 года
Юрий Кувалдин. Собрание Сочинений в 10
томах. Издательство "Книжный сад", Москва, 2006, тираж 2000 экз. Том 3,
стр. 464