Анжела Ударцева
"Библия" - "Камасутра" - "Родина": кому что
Юрий Кувалдин. Родина: Повести и роман. - М.: Книжный сад, 2004,
576 с.
Ляпаю вареники с творогом для мужа (у
него язва), пока он на работе. Потом быстро мою руки и сажусь читать
"Родину" Юрия Кувалдина, потихоньку -
повесть за повестью. День за днем, месяц за месяцем. То строчку, то страницу,
то сразу всю повесть или часть романа "Родина", который вошел в
одноименную книгу. Почти со всеми произведениями этого сборника я читала в
выпусках журнала "Наша улица", издателем и редактором которого тоже
является Юрий Кувалдин. Но каждый раз его
произведения читаешь с необъяснимым удовольствием. Останавливаюсь на том, как
герой Виноградов (из повести "Станция Энгельгардтовская") зубрит "Цветы зла" Бодлера,
а сам, деревенская душа, мечтает о том, как будет косить на зоре траву. Потому
что Виноградов - это естественность, а не вычурность. Он спокойно чистит
сапоги, а рядом - иностранная речь, бодлероиды (!)
летают, и вообще, службу он проходит в инфернальном полку, в ТЭЧ (теоретическо-эстетической части), где про город Рязань и
слышать не слышали. Одно успокаивает, что генерал - с Новой Зеландии, поэтому и
про Рязань не знает. Мифилогизация сознания, слияние
границ реального и нереального - только это останавливает меня не сойти с ума,
но порой кажется, что я сама не раз была на этой виртуальной для меня станции.
Штопаю носки старшему ребенку (у него все летит быстро - замки на кофтах и
куртках, подошвы на ботинках...), отправляю его на чаепитие в школу и снова
сажусь читать - уже "Счастье". Тоже хочу себя спросить: "А что
такое счастье?" И слышу голос героини Маруси, будто она со мной за столом
сидит и говорит, поглядывая с укором на меня из-за ненужного вопроса: "А
вот и есть счастье, что мы в праздник, живы, понимаешь, здоровы, за столом
сидим". И мне хочется, чтобы эта женщина - труженица природы, как ее
назвал в своей повести Юрий Кувалдин, посидела еще
рядышком со мной, поучила меня любить жизнь, какой бы она ни была. Даже
чувствую Марусино тепло, как от бабушки в детстве. И снова отрываюсь от книги,
с нежеланием. Но надо идти на запланированное интервью с начальником местной
милиции, тоже невольно спрашиваю у него: "А что такое счастье?". Он
долго думает и ничего не отвечает. Была бы рядом Маруся, она бы и его,
полковника поучила. Снова бегу домой, расплачиваюсь с няней за то, что та
посидела с моей маленькой дочкой и уже сама меняю ей пеленки. Она смотрит на
меня широко раскрытыми синими глазами. Рядом, на спинке дивана лежит Книга Кувалдина и я вижу, как похож цвет
ее обложки и цвет глаз моей Аленки. А в книге, уже в повести "День
писателя", читаю: "И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах,
лежащего в яслях. И внезапно явилось многочисленное воинство
небесное, славящее литературу и взывающее: слава в вышних слову, и на земле
мир, и в читателях благоволение... Дали ему имя Кувалдин,
нареченное ангелом - вестником писательским, точнее - самиздатчиком,
прежде зачатия его во чреве". Аленка моя закрыла
глаза - ей пока еще не дано понять, кем ей быть. Лишь бы не плохим человеком. А
я продолжаю читать "...всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают
(ку-валд) и бросают в
огонь".
Кувалдин для меня сложен, как и
Мандельштам. Но более понятен, как Чехов. Антон Павлович может говорить языком
Юрия Александровича Кувалдина: "Да, нужны новые
формы. Потому что человек сам физически заканчивает свою нынешнюю форму - он
будет бабочкой. Метафорически говорю". Но кем бы ни был Кувалдин - Эхнатоном, Моисеем, Достоевским, Воландом, Нагибиным... он остается Кувалдиным.
Просто он, извините за литературоведческое слово - полифония, полифония
классики и всей жизни, с тех самых времен, когда только было произнесено:
"Да будет Слово". Кувалдин и Бог, и
посланник, и атеист, поклонник Логоса. Но в любом случае он - вечный
созидатель. И я могу так говорить и когда стряпаю вареники, и когда читаю
литературу, и когда пишу что- то сама. Я еще не видела таких людей, которые не
стеснялись хотя бы одной из своих ипостасей. Мы, действительно, как говорит Чехов-Кувалдин, - промежуточные создания. "Человек -
состояние промежуточное". Мы как-то требовательны в своих желаниях,
ненасытны и очень снисходительны и терпеливы к своим порокам, недостаткам, даже
добры. А Кувалдин это все высвечивает. Лично для меня
существует такое понятие - флюорография души. И без этого понятия писатель для
меня не писатель.
Многие в жизни не успеваешь понять - нет, можно сколько угодно
получать образование (три, пять, десять высших), заводить семью, воспитывать
детей, нянчить внуков, но в любой из мигов своей жизни - в двадцать ли лет или
семьдесят, вдруг вздрогнешь и проговоришь про себя, а "ведь я слишком мало
познал". Я завидую людям, которые умеют находить время и читать много
умной литературы. Часто я вижу одного человека, - дядю Илью-музыканта, который
с книжками под мышкой говорит: "Ожог" Аксенова прочитали, а
"Дьявола" Коэльо, ну еще Мураками попробуйте, а может это ваше". (Он всегда со всеми на "вы", и
если, стоя на улице, из-за проезжающей машины он вынужден прервать утопший в
шуме разговор, то потом, снова вступая в диалог, тысячу раз извиняется -
"явление это - интеллигентный человек - редкое") И ни разу не
предложил прочитать ни Акунина, ни Донцову, ни еще
чего-нибудь из "имитационного". И слышу яростный голос дяди Ильи, а
вернее Юрия Нагибина (из романа "Родина" Ю. Кувалдина):
"Литературная бездарность идет от жизненной бездарности. Ну, а как же с
людьми нетворческими? Так эти люди и не жили..."
Оказывается, есть попса и в литературе - сегодня этим взахлеб зачитываешься, а проходит время и тошнит от
прочитанного, и пучит, хочется чего - то истинного, словно лекарства для души,
которую как ссохшуюся лодку на берег выбросило. И тогда руки тянутся к книгам
классического жанра. Нужна кровь - невидимая, нужна как энергия для компьютера,
плазма для организма. Нужна матрица, подпитка для души, смазка для прохождения
из одного обыденного дня в другой. Нужны вдохи для набора свежего воздуха,
чтобы в любой момент, чтобы ты ни делал - штопал носки, колол лед на крыльце,
мыл унитаз, подписывал постановления в конторе или поправлял бабочку в
ресторане, ты чувствовал свою душу. И если бы не было классики, а лишь одна
однодневная "блевотина"-антилитература, в которой захлебывается вся книжная Россия,
то человечество не достигло бы и своего нынешнего промежуточного состояния.
"Родина - это красивое кладбище", "Вся история Родины на
кладбищах Москвы".
Вот с одним 18 -летним парнем разговариваю, предлагаю почитать Кувалдина. А он мне говорит: "Там секса нет, а я об
этом только люблю читать". Но, читая фрагменты из повести
"Юбки", утопает как девчонка лицом в пурпуре. Для него это - "Камасутра", не более (он просит книгу на время, чтобы
и друг почитал), а для не - инфантильного человека - это не просто картинки про
женское "глубоко", а созидание мысли о том, что все мы родом из
язычества. И тут уже не просто "Декамерон"-"Юбки",
а идея, - о Эросии, Хиероссии,
- России, "святой, плодородной, в рассвете жизни" ("День
писателя") и не с Лебединым (не только) но и с Либидиным озером. Либидо. Отмени половой акт - и "тогда человек будет
соответствовать нормам христианской морали и лучшим образцам великой русской,
подавленной христианством и социализмом, литературы. Но что мы тогда - без
любовной крови этого бездонного, бесконечного, сладкого Либидиного озера. Кувалдина трудно понять, потому что не хватает
нужных категорий осмысления его произведений. Но этим он и дорог - в Библии
ведь тоже много непонятного. И чтобы ее понимать, старцы, верующие читают ее
"по кругу" - прочли и снова читают, и путаются, где есть начало, где
конец. "И спрашивал его народ: что же нам делать? Кувалдин отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и
воины: а нам что делать? И сказал им: то государство стоит в веках, которое
жертвует половиной своего населения, как стоит и сияет в веках Хиеросия, Эросия, Россия..."
("День писателя"). Есть только одно чтение, одно познание, вечное,
непрерывное. И в этом жизнь. И старцы не стыдятся того, что полностью не
понимают "Библию". Есть книги, которые все равно, что магнит - они
постоянно к себе притягивают, они требуют внимания. И это притяжение
проверяется временем, памятью. И такие книги нельзя любить, нельзя забыть, с
ними живешь, с ними и душу лечишь, когда подпитка, смазка нужна, чтобы
перешагнуть в обычное завтра и оставаться человеком, не раздавленным под
гусеницами бытия пошлостью. "Несение креста" - эту картину
современного художника Александра Трифонова можно видеть на обложке - на синем
символичном фоне книги "Родина". И буквы имени и фамилии Кувалдина на иностранном языке отмечены на этом
"кресте". Иешуа - его ты видишь и не видишь
сквозь изображенную скорбь лиц. Крест истинный, нужный всегда тяжек.
"Родина" со мной, пока мне дано быть, пусть и временной (до смерти)
частицей плоти своей страны.
Певек, Чукотка - Магадан, Колыма
Юрий Кувалдин. Собрание Сочинений в 10
томах. Издательство "Книжный сад", Москва, 2006, тираж 2000 экз. Том
7, стр. 250