Нина Краснова
О РАССКАЗЕ ЮРИЯ КУВАЛДИНА "КРИК ВО ДВОРЕ"
Рассказ "Крик во дворе" навеян прозой писателя-казака
Федора Крюкова, о котором Юрий Кувалдин написал
блестящую монографию (см. "Нашу улицу", № 2 2005), после которой ни у
кого из культурных людей не возникает никакого сомнения в том, кто истинный
автор "Тихого Дона" (разумеется, Крюков), а кто - всего-навсего
коллективный соавтор во главе с Серафимовичем (синдикат советских щелкоперов, а
Шолохов - даже и не соавтор, а подставная фишка, подставное
лицо, носитель фамилии фиктивного автора, который сдал свою фамилию в аренду
советским литературным арендаторам, в вечное пользование).
Кувалдин настольно проникся прозой Крюкова о казаках, стилем и укладом их
жизни, вольным, боевым духом этого славного сословия дореволюционной России,
которое было под корень уничтожено красными, как оплот царизма, что представил
себя одним из казаков, белогвардейцем и как бы поставил на бумаге, в рамках
рассказа, фильм о них, где сам же исполнил главную роль, попробовал себя в ней. Причем
выступил он в этом "фильме" не только как главный актер, но и как
режиссер, и как оператор, и как дизайнер, и как художник-декоратор, и как
костюмер, и как гример, и как осветитель, и как озвучиватель,
один во всех лицах. Что вообще характерно для него и в других его творениях.
...Казак-белогвардеец, захваченный краснозвездными красноармейцами
в плен, лежит в "темной, едва освещенной каким-то мыльным светом маленькой
комнатке", в клети, в полубреду... И перед ним мелькают
бессвязные картины: как он с двумя своими напарниками, Джевильским и Редько, пошел в разведку, сидит на вершине оврага и ждет сигналов от них и
как Джевильский подает ему рукой "какие-то
непонятные, но тревожные сигналы", указывает "на дно оврага"...
там идет красноармеец и ведет с собой под уздцы лошадь... они прыгнули вниз,
напали на него, "перевалили" своего пленника "через спину
лошади", Джевильский "вскочил в
седло", "стегнул коня нагайкой и помчался по неровному дну
оврага"... Появилось пятеро "краснозвездных всадников"...
погнались за Джевильским... Редько бросил в них гранату...
Дальше - туман... Где Джевильский? Где Редько?
Главный герой лежит в маленькой комнатке, в клети, в полубреду, в плену у
красноармейцев... С потолка ручьями стекает вода и превращается в грязную
лужу...
- Где Редько? - кричит он в сени...
Красноармейцы-охранники не отвечают, стоят "как
каменные".
Какая-то женщина говорит ему, что этого Редько тоже хотели забрать
в плен, но не смогли, он от них ускакал... Слава Богу. Один из охранников, у
которых шашки сверкают в лучах солнца, как символы боевой славы, замахивается
на нее саблей.
...Красноармейцы заняли станицу, убили мужа у этой женщины. Она
идет по дороге, "растолченной отступавшими обозами", и громко кричит
и выкрикивает имя своего мужа... Доходит до своей "низкой хаты"...
Падает там на пол... плачет, "захлебываясь
слезами", около нее плачут ее дети. А соседи и сестры утешают ее... Кувалдин наводит на них свой объектив. Снимает и показывает
их разными планами, кого мелким, кого крупным, как оператор. И как художник. И
саму хату, с ее потолком, стенами и углами:
"Хата была бедная, с прогнувшимся закоптелым потолком,
поддерживаемым у м а т и ц ы кривым посошком".
"По г о л б ц у, лавкам, на
плесневелом к у т н и к е валялись какие-то гнилые
тряпки, лыковые о т о п к и,
разбитые, пыльные м а х о т к и, на крюке болтался
хомут с пеньковыми г у щ а м и".
Кувалдин показывает хату так, будто и он
присутствует там вместе со всеми. И будто он вырос в этом селе среди казаков и
с детства знает весь уклад их жизни, весь их быт, и знает их язык и диалект, и
знает, как что там называется на этом языке и на этом диалекте.
И каждая деталь, каждая вещь, каждый неодушевленный, а не только
одушевленный предмет, играет у него свою роль и становится персонажем
"фильма", предметом искусства и предметом эстетики. Даже какая-то
"грязная тряпка" или "щель" в доме:
"Каждая грязная тряпка, каждая щель кричали (в хате) о нужде,
бесхлебье, непосильном каторжном труде и невыплаканном горе (своих
хозяев)".
...Образ мужика, мужа этой женщины, которого красноармейцы,
чекисты, расстреливающие "кулацких парней" в хлеву, вели на допрос,
потрясает своей жуткостью и жалкостью и вырастает до размеров гигантского
символа:
"Мужик был перепачкан навозом, с соломой в бороде и
волосах".
Почему он перепачкан навозом и почему он с соломой в бороде и
волосах? Наверное, он прятался от чекистов в сарае, в навозе и в соломе? А они
нашли его. Чтобы убить. Простого казака, который ничего не видел в жизни, кроме
нужды и непосильного труда.
Кувалдин-оператор показывает мужика крупным
планом, а Кувалдин-осветитель наводит на него прямой
"свет керосиновой лампы", который позволил читателям лучше увидеть,
рассмотреть и запомнить этот типаж.
Образы красноармейцев у Кувалдина все
как бы на одно лицо, как отлитые в одинаковых, стандартных чугунных формах
"оловянные солдатики", которые рубят белогвардейцев своими саблями,
как капусту, и сами не знают, за что... выполняют команды своих командиров.
"Машины, тупые и страшные".
Образы казаков-белогвардейцев окружены у Кувалдина романтическим орелом автора, как и образ самого
главного героя, члена Учредительного собрания, командира кавалеристов, который
вспоминает, как он ехал со своим отрядом в "тыл неприятеля" взрывать
железнодорожный мост, чтобы отрезать "большевиков от Москвы", как
отдавал своим подчиненным солдатам команду садиться на коней и сам вскакивал в
седло, "держа ногу в стремени", и как они - в своих кавалерийских шапках, сбитых направо, и с чубами,
развевающимися слева, - двигались колонной "по четыре всадника в
ряд", "сквозь облака пыли", которая окутывает их благодаря
искусству Кувалдина так красиво, что кажется не
пылью, а романтической дымкой, а впереди "мелькали полковые
знамена"... и как красноармейцы хотели сдаться белогвардейцам в плен, но
те превратили их "в месиво"... и шутили потом, когда вспоминали, как ловко они "накрыли этих дураков".
"И эти (уже другие красноармейцы), наверное, будут шутить,
когда потащат мой труп в канаву", - думает командир "белой
гвардии", захваченный ими в плен. И на этой невеселой ноте рассказ
заканчивается.
В советское время за такое "кино" автору, симпатии
которого на стороне "белой гвардии", было бы несдобровать, быть бы
ему расстрелянным вместе с Николаем Гумилевым и Сергеем Эфроном и сидеть бы ему
в лагере вместе с Александром Солженицыным.
Рассказ идет от лица казака-белогвардейца, от первого лица. Причем настолько естественно, убедительно и правдоподобно, что у
читателя возникает иллюзия, будто сам автор, Кувалдин,
и есть этот казак-белогвардеец и будто сам автор, который знает, что такое
"квашня", "клеть", "грива", "сбруя",
"уздечка", "нагайка", "револьвер",
"карабины", "ковыль", "человек с красной звездой во
лбу", "веселая голубокупольная церковка", команды "Марш!" и "В сабли!" и многое
другое, из чего состояла колоритность жизни казаков революционного времени
и колоритность этого времени, участвовал в гражданской войне на стороне белых,
хотя его тогда еще на свете не было. Кувалдин-писатель - изумительный актер, он прошел школу Станиславского в театре-студии Высоцкого,
владеет мастерством актера и методом перевоплощения в своих героев,
изумительный перевоплощенец. Он играет своего
белогвардейца не хуже, чем Олег Стриженов играет своего в фильме "Сорок
первый", и не хуже, чем Петр Глебов - Григория Мелехова в фильме
"Тихий Дон". Если писатель - внутри себя не актер и не может войти в
оболочку своих героев, он не может быть сильным писателем. И если он не знает
того, о чем пишет. Кувалдин пишет о том, что хорошо знает, если не по опыту своей жизни, то по
книгам, которые тоже есть жизнь, как бы и не реальная, но даже еще более
реальная, чем реальная, которая - эта реальная, в отличие от той нереальной -
исчезает, если не запечатлена в книгах, а та остается в книгах и поэтому не
исчезает, если не исчезают сами книги, если они не горят и не тонут.
..."Крик во дворе" - яркий пример бессюжетного рассказа,
где нет стройного изложения каких-то событий, а есть только разорванные,
разрозненные фрагменты каких-то картин и как бы мало связанные между собой
образы... Этим рассказом автор показывает, как художник может вроде бы из
ничего сделать нечто, из разрозненных сцен и эпизодов - литературный шедевр,
как из разрозненных кадров режиссер может смонтировать великолепный фильм. В
чем и состоит чудо искусства.
Интересная идея вытекает из "Крика во дворе" Кувалдина. Красные как бы победили белых, в его рассказе и
в жизни, на целых семьдесят лет. Но в итоге - в перспективе, если смотреть на
них из нашего времени - победили все же белые. Как в итоге
Крюков победил Шолохова, хотя Крюков умер от тифа, а Шолохов получил Нобелевскую
премию за его сочинения и ехал всю жизнь на чужом коне, осыпанный лаврами,
которые заслужил не он, а Крюков (и... отчасти... хотя это кажется
парадоксальным... синдикат Серафимовича, который хотя и изуродовал "Тихий
Дон", как красноармейцы изуродовали саблей лоб Григорию Мелихову, но не
дал ему погибнуть в огне гражданской войны и сохранил его для потомков,
правда, под другим брэндом, не под брэндом антисоветского Крюкова, а под брэндом советского
Шолохова). Только время может показать, кто победил. И никогда не надо раньше
времени торжествовать и кричать "ура, мы победили!" или раньше
времени отчаиваться и кричать "увы, мы проиграли!".
Эпиграфом для своего рассказа Кувалдин взял строку Марины Цветаевой из цикла стихов "Лебединый стан":
"Белая гвардия, путь твой высок...". И этим задал тон всему своему
произведению.
Высок и путь самого Кувалдина на
литературном небосклоне.
"НАША УЛИЦА", № 5-2005